По словам гендиректора Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии Минздрава России Зураба Кекелидзе, к 2020 году депрессия может выйти на второе место по распространенности среди заболеваний, и в зоне риска - много детей и подростков. Он подчеркнул, что введение нового предмета в школах поможет профилактике психических расстройств и отклонений в поведении.
- Несколько лет назад мы обсуждали этот вопрос с директорами школ Москвы, и они пришли к выводу, что рассказывать детям о психологии человека нужно с третьего класса, а уроки должны проводиться как минимум раз в неделю, - поясняет Зураб Кекелидзе. - Причем подход к этому предмету должен быть не философским, а практическим. Ребенок должен знать, как избежать таких опасностей, как алкоголь и наркотики. Что такое переходный возраст, который еще называют периодом "гадкого утенка", и как через него пройти. Очень важный момент - первая любовь. Как все это пережить и вырасти достойным человеком - вот о чем детям нужно рассказывать в школе.
Сейчас урок психологии не входит в число обязательных дисциплин общего образования: он если и есть, то в рамках дополнительных или экспериментальных занятий. Часто он носит название "Психология" или "Психология общения".
По мнению Зураба Кекелидзе, вообще начинать думать о здоровье ребенка нужно еще во время планирования семьи: обследоваться на предмет возможных генетических отклонений, наблюдаться у специалистов во время беременности и показывать ребенка психиатру не с трех лет, а с нулевого возраста. Определить возможные нарушения можно уже по тому, как он ест, двигается, реагирует на людей. Далее - детский сад и школа, где с ребенком должны работать профессионалы.
- В министерстве здравоохранения мы разработали программу повышения квалификации для школьных врачей, которая в том числе предполагает подробное знакомство с психическими особенностями детей и подростков, - подчеркнул Зураб Кекелидзе.- Также в нашем центре уже разработаны черновики учебников по психологии для младшеклассников. Помимо этого еще нужно создать материалы для учеников среднего звена и старших классов, методические программы для подготовки и работы педагогов-психологов, все согласовать.
Работы очень много, но ее нужно когда-то начинать. Возможно, отдельный учебник понадобится и для родителей. Вот наглядный пример из практики: 13-летняя девочка думала, что возрастные изменения в ее теле вызваны какой-то страшной болезнью, но очень боялась поделиться с родителями. Если бы в школе или сами родители ей объяснили, что к чему, психической травмы удалось бы избежать.