Цена важнее качества?
"Гости из Калининграда штурмуют польские магазины, потому что эмбарго, которое ввела Россия, не распространяется в случае, когда кто-то ввозит товары на собственные нужды", - пишут польские СМИ.
Продовольственные контрсанкции привели к тому, что многие привычные товары исчезли из супермаркетов российского эксклава, не имеющего общих границ с Россией, зато соседствующего Литвой и Польшей.
Хотя вакуум частично заместили местные производители, Беларусь и другие страны, не объявлявшие России бойкот, все же пресловутые пармезан-хамон и другие изыски найти стало непросто. Но в Польшу едут не только за ними, а в принципе - за едой: хотя польский злотый подрос, в основном обычные повседневные продукты в соседней стране остаются дешевле.
Правда, в вопросе их качества покупатели не сходятся. В местном интернет-сообществе периодически вспыхивают бурные дискуссии на тему съедобности и безопасности дешевых польских продуктов, и одни настаивают, что эти сосиски - "сплошная химоза" и калининградские гораздо "мяснее", другие хвалят вкус и цену еды из Речи Посполитой.
Но фактор цены зачастую перевешивает все сомнения. К тому же, вывозя товар из Евросоюза, россиянин имеет право вернуть НДС (в Польше это от 3 до 21 процента), оформив tax-free на границе, и это снижает стоимость покупки. Польские ритейлеры быстро сориентировались и стали оформлять tax-free даже на продуктовые покупки в супермаркетах некоторых сетей.
Каждый пятый - выездной
Так называемый продуктовый туризм начал расцветать в самом западном российском регионе пышным цветом три года назад, когда вступило в силу соглашение о малом приграничном передвижении (МПП), разрешающее калининградцам и жителям соседних регионов Польши ездить друг к другу без виз.
По данным польского генконсульства в Калининграде, почти каждый пятый калининградец имеет либо польскую шенгенскую визу, либо карточку МПП (и это не считая виз, выданных консульствами других стран). И очень многие активно пользуются ими для шопинга, судя по тому, что польская таможня регистрирует счета на десятки миллионов золотых (в рублях это минимум в 13 раз больше) в год только по чекам, поданным на возврат НДС по системе tax-free.
Лишь за первое полугодие 2014-го, по сведениям польской Таможенной палаты, россияне выставили счета tax free на 92 миллиона злотых - то есть под миллиард рублей.
А ведь tax-free оформляют далеко не на все покупки, не берут эти чеки за проживание в отелях, обеды в ресторанах, лечение в больницах, посещение салонов красоты, походы в аквапарки и разные развлечения, так что реальные траты калининградцев в соседней Польше на порядки выше.
Редкая калининградская турфирма не предлагает тысячерублевые однодневные шоп-туры в Польшу. Образовалась целая индустрия "попутчиков" - предприимчивых частников на личных микроавтобусах и легковушках: за 500-1000 рублей, в зависимости от маршрута, клиента заберут прямо из дома, свозят в Польшу на шопинг и вернут к подъезду с покупками.
Для себя и для соседа
"Проскочить в Бранево" после работы за продуктами - реальность для многих жителей области. Причем отнюдь не только молодых и обеспеченных.
Мои знакомые - пожилая пара пенсионеров, которым хорошо за семьдесят, оформили себе карточки МПП и на своей "Октавии" два раза в месяц ездят на закупки в один из ближайших польских городков. Правда, теперь боятся брать колбасу, сосиски и сырую свинину - могут изъять на границе, ввоз запрещен из-за распространения африканской чумы свиней в Европе.
В багажнике у дедушки с бабушкой - бытовая химия и парфюмерия, макароны, творог, масло и сыры, яйца, рыба, курица, соки, майонез, кофе и чай, мука и крупы, а главное - лекарства, даже с ростом курса евро они вдвое дешевле в Польше, и выдают их по рецептам, выписанным калининградскими врачами. В Польше дедушка может позволить себе купить и бутылочку хорошего виски.
- Мы с подругой в Польшу ездим на машине каждую неделю, - говорит 32-летняя Анна, одинокая мать. - Бензин и страховка на машину окупаются уже на одних только памперсах для дочки, которые даже сейчас, когда злотый вырос, у нас дороже на треть.
Большинство везет покупки только для себя, но очень многие "челночат", превращая продуктовый туризм в незаконный бизнес. Калининградская таможня отмечает, что наши земляки не оставляют попыток протащить польские, реже - литовские продукты в обход закона: либо запрещенную к ввозу свинину, либо разрешенную продукцию, но сверх нормы (закон разрешает ввозить из-за рубежа пять килограммов продуктов для личного потребления).
За первые три квартала этого года в отношении физических лиц возбуждено почти триста дел по административным правонарушениям, по которым изъято около шести тонн мясомолочной продукции.
Вот примеры из последних, ноябрьских задержаний продуктовых контрабандистов региональным управлением Россельхознадзора. 55-летняя гражданка пыталась провезти в машине из Польши более 180 кило сыра. Другая жительница области задержана при попытке ввоза 70 килограммов свинины и продукции из нее. И подобное случается едва ли не ежедневно.
Потери в сетях
Безусловно, продуктовый туризм отнюдь не радует калининградских ритейлеров. Прошлым летом, когда малое приграничное движение набрало обороты, владельцы крупнейших супермаркетов впервые подсчитали свои убытки от вывоза потенциальными покупателями денег в соседнюю Польшу: от 7 до 20 процентов оборота.
Заметно снизились объемы продаж продукции калининградских производителей, в первую очередь - молочной и мясной. Обеспокоились даже литовские поставщики мясомолочки, по которым тоже срикошетило МПП.
Владельцы сетей поначалу пытались бороться с продуктовым туризмом - взывая к патриотизму, распространяя сведения о низком качестве продуктов у соседей, пытаясь включить административный ресурс и ограничить ввоз съедобных товаров и, наконец, отведя целые прилавки под польские и литовские сосиски-колбаски. Правда, сейчас, после эмбарго и АЧС, эти полки заняли калининградские и белорусские производители.
Однако вывоз денег к соседям продолжается. Не теряет актуальности песня калининградской группы "Паровоз" под названием "Здравствуй, "Лидл", здравствуй, "Бедронка", долго державшаяся в топе не только калининградских, но и польских радиостанций - о том, как калининградцы опустошают прилавки польских торговых сетей.
А сети, естественно, только рады. Ведь тот же Lidl - немецкая сеть супермаркетов, популярная у россиян, получает наибольший оборот с одного квадратного метра в Польше не в столице, а в Бранево - небольшом польском городке у границы с Калининградской областью. А в другом маленьком приграничном городке Бартошицы в октябре открылся крупный торговый центр, тоже в расчете на российских соседей.
Калининградцы компенсируют санкции
Неудивительно, что такая поддержка калининградцами польской экономики стала заметна уже в государственных масштабах. Как сообщил Польский культурный центр в Калининграде, во время недавнего Восточного экономического конгресса в Белостоке вице-министр финансов Яцек Капица заявил, что приграничное движение компенсирует часть потерь, связанных с торговыми рестрикциями между Европейским Союзом и Россией. Руководство польской таможенной службы считает, что это увеличит значение малого приграничного движения, которое приносит деньги в бюджет.
- В течение последних двух лет в наших приграничных районах уровень безработицы значительно снизился благодаря малому приграничному движению с Калининградской областью, - сказал на конгрессе в Белостоке Мариан Подзиевски, воевода Варминьско-Мазурского воеводства, входящего в зону безвизового обмена с Калининградом и принимающего на себя основную волну российских покупателей. - Многие из людей, зарабатывающих торговлей, легализуют свою деятельность, появляется также много инвестиций, стимулирующих рынок труда.
Один только недавно открывшийся в Ольштыне - столице Вармии и Мазур - крупный торгово-развлекательный центр обеспечил более тысячи рабочих мест в воеводстве, где уровень безработицы один из самых высоких в стране.
...А на носу новогодние праздники. И на погранпереходах снова выстроятся километровые очереди машин - как это было на недавних длинных ноябрьских выходных. Калининградцы поедут в Польшу - отдыхать и тратить деньги.