"На рынке произошло смещение в пользу крупных торговых сетей, - пояснили "РГ" в Федеральной антимонопольной службе свою позицию. - Причем это касается не только пива и сигарет, но и продовольственных товаров. В итоге павильоны и киоски закрываются, мы теряем поступления в бюджет, рабочие места, и это далеко не все. Этим запретом мы перекрыли пути развития нестационарных торговых объектов, которые должны были трансформироваться в удобный для покупателя формат небольших магазинов "шаговой доступности". А во многих странах он наиболее популярен у потребителей".
Эксперты "РГ" уже поддержали инициативу Федеральной антимонопольной службы. Меньше пить и курить в России после запрета не стали, а экономика несет потери, говорят они. Раньше на пиво и сигареты приходилось примерно 40 процентов оборота нестационарных объектов торговли.
Именно на эти товары там устанавливали максимальные наценки. Поэтапный запрет (с января 2013 года для пива и с июня 2014 года для табака) коснулся 70 процентов ларьков, которых до этого было в стране около 300 тысяч, свидетельствуют эксперты, опрошенные "Российской газетой".
В результате многие продавцы потеряли работу, кто-то лишился своего бизнеса, а бюджет недосчитался налогов. "По нашим данным, в отдельных муниципалитетах до 80 процентов нестационарных торговых объектов прекратили действовать", - говорит руководитель Центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства "ОПОРЫ России" Иван Ефременков.
Очевидной ошибкой назвал он отмену продажи пива и табака в ларьках. По его мнению, теперь уже не работает и аргумент, что там продавалось больше нелегальной и суррогатной продукции, контроль над ними тот же, что и за магазинами. И именно в период экономических трудностей есть повод еще раз взвесить все "за" и "против".
Со всеми этими минусами можно было бы смириться, если бы население стало меньше пить или курить. Ведь, в частности, на киоски приходилось от 20 до 23 процентов объема реализованного пива, это около 5 миллиардов бутылок, приводит статистику директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. Но падения продаж не произошло в 2013 году, когда вводился запрет, а в нынешнем году, напротив, зафиксирован рост на 3,5 процента. Просто все пиво перетекло в магазины, с социальной точки зрения запреты оказались бессмысленными, единодушны эксперты.
Та же примерно картина по табаку. То, что объемы реализации пива и табака после введения запретов не сократились, "РГ" подтвердили в Федеральной антимонопольной службе. Там считают, что уже прошло достаточно времени, чтобы оценить эффективность введенных в 2013-2014 годах ограничений.
Минпромторг и ФАС намерены привлечь представителей бизнеса к обсуждению этой проблемы. Нет сомнений, что они поддержат отмену запретов на продажу пива и табака в ларьках.
И тем не менее пиво в киоски не вернут, какие бы предложения ни исходили от ФАС или минпромторга, уверен Вадим Дробиз. А все потому, категорично заявляет он, что лобби легального алкоголя в России не было и не будет. Зато стихийное антиалкогольное лобби очень даже есть. Ведь инициативы против алкоголя и табака - идеальная тема для эффективного пиара. Ибо на чем же еще сейчас делать имя, задается вопросом Дробиз, напоминая, как часто депутаты выступают с громкими предложениями новых и новых алкогольных запретов.