По данным Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), 66 процентов всех франшиз сейчас предлагают именно отечественные бренды, зарубежные же составляют всего 34 процентов. Активнее всего франчайзинг в России развивается в сфере розничной торговли, на эту отрасль приходится почти половина франшиз. На втором месте общественное питание, на третьем - бытовое обслуживание.
Но предприятия, работающие в РФ на условиях франчайзинга, пока производят только 3,5 процента ВВП. Это примерно в три раза меньше, чем в США. При этом потенциал франчайзинга огромен, - считают в Российской ассоциации франчайзинга.
- В условиях нынешней нестабильной экономической ситуации и не очень позитивного настроя бизнеса франчайзинг - очень эффективное направление развития предпринимательства. Основная его черта - способность быстро и без особого риска увеличивать число малых и средних предприятий, - уверена член совета директоров Российской ассоциации франчайзинга Екатерина Сойак.
По данным РАФ, из всех вновь образованных предприятий 85 процентов прекращают свою деятельность в течение первых пяти лет, а из фирм, созданных в рамках франчайзинга, - только 14 процентов. В России действуют около 700 компаний, которые считают себя франчайзерами. Однако компаний старше пяти лет наберется не более 150-170, остальных же стоит относить к категории "молодые франшизы", а потому они находятся в зоне риска.
- Если глобальных изменений в экономике не произойдет, то на наш рынок продолжат выходить западные франшизы, преимущественно из сферы общественного питания, - полагает Екатерина Сойак. - Последние геополитические события поспособствовали вхождению франшиз из таких стран, как Бразилия, Южная Корея, Арабские Эмираты, Турция. Также продолжится развитие региональных концепций, которые в последнее время набирают вес и развиваются на федеральном уровне. Продолжится и тенденция перевода оптовиков на более цивилизованный формат работы по франчайзингу.
Президента Российской ассоциации франчайзинга Мераба Бен-Эла радует, что сегодня франчайзинг активно развивается не только в Москве и Московском регионе, но и в Тюменской области, Краснодарском крае, сибирских регионах. Важную роль в этом вопросе играет поддержка региональных властей. Эксперт уверен, что в нынешней экономической ситуации гораздо выгоднее купить франшизу, чем начинать новый бизнес-проект.