С таким предложением выступил депутат Госдумы от "Справедливой России" Олег Нилов. Он заявил СМИ, что подготовил законопроект о пожизненном лишении прав нетрезвых водителей, виновных в совершении ДТП со смертельным исходом, с сопутствующей конфискацией автомобиля и другого имущества для полной компенсации причиненного ущерба пострадавшим и семьям погибших.
Поводом для такого проекта стала очередная громкая авария, которая произошла в Калининграде. Нетрезвый водитель престижного джипа сбил насмерть двух женщин и скрылся с места происшествия. Позже он сам явился в полицию. А еще позже выяснилось, что это не первое его нетрезвое ДТП.
Статистика аварий по вине пьяных водителей стала расти. За последние десять месяцев она поднялась на 6 процентов. На 11 процентов увеличилось количество тех, кто отказался от прохождения медосвидетельствования. Таким образом, они избегают довольно серьезной ответственности, предусмотренной за повторное управление в нетрезвом виде.
Количество депутатских предложений по усилению ответственности по каждой громкой аварии уже переходит через край. Сейчас в Госдуме находятся на рассмотрении несколько законопроектов, ужесточающих ответственность водителей в том числе за управление в нетрезвом состоянии. Один из них - проект поправок в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, одним из авторов которого выступила глава Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая. Этот проект уже как год назад прошел первое чтение и дожидается второго. Предполагается, что его проведут в декабре. В этом законопроекте предлагается следующее. Если водитель попадается второй раз в течение срока лишения прав или в течение года по истечении этого срока в нетрезвом виде, то ему грозит не повторное лишение прав, а вполне конкретная уголовная статья. В соответствии с ней он будет лишен прав на три года, ему грозит штраф в размере от 200 до 300 тысяч рублей или принудительные работы на срок до 480 часов. При этом статью КоАП, предусматривающую ответственность за повторную пьянку за рулем, предлагается отменить.
То есть попавшись вторично выпившим за рулем водитель будет отвечать уже по уголовной статье. И даже если ему назначат штраф, то это будет уголовный штраф со всеми вытекающими последствиями, например, ограничениями при приеме на работу. Второй момент поправок касается как раз пьяных аварий, в которых пострадали люди. Если пьяный водитель, попав в аварию, убил человека, то решетки ему не избежать ни при каких связях и деньгах. Судья не сможет назначить ему наказание, менее того, что предусмотрено статьей кодекса.
- Не стоит всерьез рассматривать какие-либо предложения по ужесточению ответственности водителей, когда в нижней палате дожидается второго чтения законопроект, предусматривающий широкий спектр поправок, касающихся нетрезвых водителей и пьяных аварий, - поясняет ситуацию "РГ" первый зампред Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков. - В этом проекте установлены довольно жесткие меры, и пока они не заработают, нет смысла рассматривать дополнительные ужесточения.
Надо посмотреть, как сработают они. Сейчас более актуальна не жесткость наказания, а ее неотвратимость. Есть водители, которые копят штрафы и уже накопили миллионные долги. Есть те, которые лишены прав более чем на 80 лет и по-прежнему садятся пьяными за руль. И борьбе с такими поможет введение уголовной ответственности.
Его поддержал глава думского Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов. - Что касается пожизненного лишения, надо понимать, что даже такой водитель все равно будет садиться за руль, - говорит Ярослав Нилов. - И по-прежнему в нетрезвом состоянии. Существующий сегодня арест на 15 суток в случае управления в нетрезвом виде, будучи лишенным прав, никого не пугает. Также не испугает и пожизненное лишение прав. Ограничить это сможет только уголовная ответственность. А такой законопроект уже ожидает второго чтения в Госдуме. Но также необходимо предусмотреть невозможность закрытия уголовных дел в случае аварий с погибшими по примирению сторон. Этим часто пользуются в последнее время.
Также надо предусмотреть варианты с отсрочкой наказания. А то у нас многие, получив отсрочку наказания за смертельное ДТП, по ее истечении вовсе избегают ответственности. Надо продумать такой механизм, чтобы эти люди все равно ответили за свое деяние и понесли наказание.