02.12.2014 19:51
Общество

Россияне стали чаще брать на себя ответственность за поступки предков

Текст:  Екатерина Добрынина
За друга не поручусь, а вот за деда - отвечу. Примерно так можно трактовать итоги опроса ВЦИОМ, в ходе которого социологи выясняли у россиян "меру, степень и глубину" их ответственности за действия сограждан и поступки далеких предков.
Читать на сайте RG.RU

"Вот когда мы татар победили на Куликовом поле…", "Вот когда мы Наполеону Москву сдали…" - такие фразы в обиходе слышны часто. Хотя кто тут "мы" и кто "они" (особенно в первом случае) узнать, по чести говоря, бывает довольно сложно. Однако чувство "моральной ответственности" за чьи-либо действия (предков, друзей, жителей своего города, представителей собственной нации или даже президента, за которого был отдан голос) людям присуще в достаточно серьезной степени. Социологи даже вывели "индекс моральной ответственности", который рассчитывается с помощью анализа ответов на вопрос "по вашему мнению, несет ли человек моральную ответственность за…" и варьируется в интервале от -200 до 200 пунктов. Чем больше величина, тем острее наше желание ответить "за себя и за того парня".

Россияне переключились на отечественные горнолыжные курорты

Исследователи ВЦИОМ выяснили: сегодня россияне гораздо меньше стали "головой ручаться" за действия других людей, нежели 25 лет назад. "Прикрыть собой" мы хоть как-то еще готовы родных, но и здесь индекс моральной ответственности упал с 81 процентного пункта в 1989 году до 55 п.п. в 2014-ом. Три четверти (73%) респондентов уверены, что человек в ответе за действия родственников (34% думают, что такая ответственность все-таки не полная, а частичная).

За родной коллектив люди рвут на груди рубаху втрое реже, чем 25 лет назад (43 и 112 п.п. соответственно). И наоборот, раньше только 7% считали, что они не в ответе за работу своего предприятия, а сейчас - уже 26%. Слесарь-сборщик с отечественного автозавода от стыда краснеть уже не будет - скорее пожмет плечами и посоветует купить иномарку. Врач за главврача тоже себя в ответе не считает.

Снизился индекс ответственности за то, что происходит в государстве, - с 20 до 4 п.п. Так что упреки типа "а вот вы негров линчуете - зато сколько у вас инженер получает?" уже не работают в любом варианте. Менее сильно ощущают россияне и принадлежность к той или иной нации или народу: индекс ответственности составил -15 (четверть века назад было 6 пунктов).

Россияне стали больше доверять сотрудникам полиции

Как ни странно, но свою личную ответственность за действия правительства россияне ощущают сильнее, чем в прежние годы, хоть и все равно достаточно редко готовы взять ее на себя  (-21 п.п. и -37 п.п.) С кем уж точно наши сограждане стали чаще себя отождествлять, так это с собственными предками. И хотя значение этого показателя по-прежнему имеет знак "минус", цифра существенно выросла - с -117 до -54, то есть практически вдвое. В 1989 году считали, что "сын за отца отвечает, а внук - за деда" 20%, в наше время - уже 42%.

А сами-то вы всегда поступали по чести и совести?  - поинтересовались социологи. Большинство граждан честно ответили: нет. Правда, многие добавляли что-то вроде "не корысти ради, а токмо волей пославших мя…" В собственной слабости расписались лишь 13% опрошенных. Более четверти (28%) оправдывали свои неблаговидные поступки тем, что "так было надо для пользы дела". 14% говорили, что их "заставило начальство", еще 7% не выдержали коллективного давления и сдались. Действовали вопреки своим принципам по указке семьи и родственников 14%, и за четверть века число таких людей выросло втрое (с 5%). 11% готовы были пойти на сделку с совестью от страха за судьбу родных, а 4 процентам так "приходится жить постоянно". Лишь меньше трети граждан (29%) гордятся тем, что никогда в своей жизни не поступали вразрез со своими убеждениями. И за 25 лет число таких праведников выросло довольно незначительно - лишь на 9 процентных пунктов.

Одно приятно - мы стали честнее и с собой, и с социологами. В 1989 году затруднились ответить на каверзный и нелицеприятный вопрос 17% респондентов. Сейчас таких вдвое меньше - 8%.

Социология