Министерство внутренних дел вынесло на общественное обсуждение новый законопроект. В нем предлагается поправить Кодекс об административных правонарушениях: наказывать за превышение скорости будут не только за превышение на 20 км/ч, но и за 10 км/ч. Для этого МВД несколько расширило рамки части 2 статьи 12.9 КоАП. Предлагается следующая формулировка: "Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 10, но не более 40 километров в час влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей". До сих пор отсчет начинался от 20 км/ч.
Надо сказать, что к прежним нормам водители более чем за год их действия привыкли. Уже стало обычным считать: ограничение скорости плюс ненаказуемый предел. В результате этого, по мнению многих защитников прав автомобилистов, движение стало только более упорядоченным. А нововведение лишь увеличит количество штрафов.
Однако МВД выполняет поручение правительства о сокращении ненаказуемого предела превышения скорости. А это решение правительства связано с тем, что последствия превышения скорости плохо сказываются на выживаемости пешеходов. Даже при скорости автомобиля 45 км/ч при столкновении погибает 50 процентов пешеходов, остальные получают тяжелые увечья. Но воспользовавшись отсутствием наказания на такое превышение, значительная часть водителей стала сознательно нарушать правила. В результате скорость транспортного потока, в том числе на территории населенных пунктов, возросла с 60 до 80 км/ч, что в случае наезда на пешехода гарантирует его гибель.
Согласно статистике МВД в России ежегодно в авариях погибает порядка 27 тысяч человек, а ущерб от всех ДТП составляет порядка 2,5 процента валового национального продукта.
По данным Всемирной организации здравоохранения, у нас на 100 тысяч населения приходится 25,2 смерти на дорогах, что вдвое превосходит средний уровень по Европе. В пересчете на число машин в России аварийность в 6 - 7 раз выше, чем в странах ЕС.
Поправки в КоАП, благодаря которым водители получили лимит на превышение в размере 20 км/ч, были приняты тогда, когда предполагалось ввести балльную систему. Набрал определенное количество баллов - лишился прав на год. Но балльную систему не приняли.
Как утверждается в пояснительной записке к документу, после внесения нормы в 20 км в час, с которой начинаются штрафы, возросло количество ДТП из-за превышения скорости.
В ГИБДД уверены, что допустимая норма превышения скорости должна соответствовать погрешности прибора. Но ни один прибор не дает погрешности в 20 км/ч. Если взять европейский опыт, то там вас могут наказать за превышение скорости не только на 10 км/ч, но и на 5 км/ч.
В то же время идея понижения этого допустимого предела не вызывает восторгов и среди депутатского корпуса. По словам первого зампреда Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслава Лысакова, который не имеет ни малейшего отношения к авторству этого законопроекта, перед тем как принимать такие решения, необходимо изучить статистику и аналитику за весь прошлый год, провести консультации. По его словам, есть смысл рассматривать подобные ограничения в населенных пунктах, но не на трассах. К тому же, по словам депутата, сейчас никто не запрещает органам местной власти ограничивать скоростной режим так, чтобы он обеспечивал безопасность дорожного движения. В Татарстане, например, сразу после вступления в силу тех поправок на многих улицах ограничили скоростной режим 40 км/ч. В то же время многие магистрали городов не требуют ограничения скорости в 60 км/ч. На них нет ни пересечений транспортных, ни пешеходных потоков. Однако такие ограничения там действуют. Снижать скорость необходимо там, где это действительно влияет на безопасность дорожного движения.
Стоит напомнить опыт Германии. На автобанах скорость не ограничена вообще, кроме участков примыкания дорог. И на них за год не происходит ни одной аварии.