"Влюбленный в классическое искусство", выставка к 90-летию Владимира Вейсберга (1924-1985). Культурный фонд IN ARTIBUS , Пречистенская набережная, 17.
88 работ из частных коллекций и восьми музеев, в том числе Третьяковской галереи, Русского музея, музея-заповедника "Ростовский кремль", а также картинных галерей и художественных музеев Вологды, Иванова, Саратова, Перми, Чебоксар представляют живопись, графику, акварели разных лет. От совсем раннего, 1944 года, никогда не выставлявшегося полотна "Аэростат в сумерках" до поздних натюрмортов, женских портретов, серий обнаженных, то ли растворяющихся, то ли материализующихся в зыбком пространстве его картин.
Владимир Григорьевич Вейсберг, известный умением "растянуть палитру", вместив все цвета радуги в "белое на белом", был одним из колоритных и ярчайших людей своего времени. Его сравнивали с Сезанном и Ван Гогом - по степени самоотдачи, феноменальной воле и умению подчинить всю жизнь искусству.
Искусствовед Елена Борисовна Мурина рассказывала, как она в середине 1950-х, придя в гости к Вейсбергам в большую коммуналку, где жили 12 семей, приняла его с женой комнату за мастерскую: "Там стояла какая-то койка железная, покрытая серым солдатским одеялом, стол, на котором он ставил натюрморты, кресло одно, и больше ничего там не было. И еще какой-то был загороженный угол каким-то занавесом. И комната была метров 15, не больше. Оказалось, что они с Галей там живут".
Вейсберг выставлял работы на выставках группы "девяти", в которую входили и зачинатели "сурового стиля". Почти 20 лет преподавал живопись в студии при Союзе архитекторов. Участвовал и в неофициальных, квартирных выставках. Среди московских художников-"метафизиков" он был одной из самых заметных фигур. Впрочем, больше, чем противостояние "нонконформистского" и официального искусства, его занимала не встреча искусства и науки. Вместе с физиком Борисом Отаровым он занимался изучением восприятия цвета. В 1962 году выступил с докладом на первом симпозиуме по структурному изучению знаковых систем, организованном Академией наук. В анкете, которую предложило в 1969 году отделение физиологии АН СССР, написал: "Ищу опору в себе самом". Его архимедовой точкой опоры стала живопись.
Путь, который выбрали кураторы выставки "Влюбленный в классическое искусство" Елена Руденко и Елена Хлопина, вполне вейсберговский. Отодвинув контекст 1950 - 1980-х, как и поиски золотого ключика к философским прозрениям художника, они в качестве путеводной нити наметили пройденный им маршрут от ученика "бубновалетца" Ильи Машкова, у которого он занимался в 1950-х, до Сезанна, французских импрессионистов и классической живописи XVII века...