Перед тем, как дать слово лауреату, выступил председатель жюри этого года Андрей Арьев. Он отметил, что по сравнению с советской литературой нынешние авторы отличаются в лучшую сторону: это люди с раскрепощенным сознанием, более свободные в обращении со словом. Новые авторы зачастую преодолевают феномен зла, считает Арьев, и подчеркивает, что это относится ко всем финалистам этого года. Напомним, что за победу в этом году боролись Захар Прилепин с романом "Обитель", Анатолий Вишневский с книгой "Жизнеописание Петра Степановича К.", Виктор Ремизов с работой "Воля вольная", Елена Скульская с романом "Мраморный лебедь" и Наталья Громова с нон-фикшн книгой "Ключ. Последняя Москва".
Член жюри Денис Драгунский заметил, что эта премия абсолютно залужено досталась Шарову: "Это очень серьезное, умное и, что немаловажно, красивое произведения".
Владимир Шаров перед тем, как ответить на вопросы литературного секретаря премии Игоря Шайтанова и журналистов, заметил, что писал этот роман пять с половиной лет: "Я шел за своими героями, держал их на коротком поводке. Они менялись. И я сам за это время становился немного неадекватным".
Интересно, что "Студенческий Букер" в этом году также достался Владимиру Шарову. Несмотря на то, что многие замечали сложность романа и отсюда непростой путь к читателю. Грант на перевод книги на английский язык и последующее издание для распространения в Великобритании в этом году получила историк литературы Наталья Громова с романом "Ключ. Последняя Москва", о потерянной столице, которую отыскать можно только на старых запылившихся картах. Так как Громова архивист и автор книг о литературном быте 1930-1940-х гг, то и в этом романе автор делает акценты на мелочах, которые не всегда заметны глазу обывателя.
Лауреат Владимир Шаров увез домой приз в размере 1 500 000 рублей. Финалистов наградили скромнее - 150 000 рублей.
Под председательством прозаика Андрея Арьева работы в этом году оценивало жюри, в составе которого: поэт, прозаик, критик Евгений Абдуллаев, прозаик и журналист Денис Драгунский, прозаик Анатолий Курчаткин и скульптор Александр Рукавишников.
Владимир Шаров, лауреат премии "Русский Букер":
- Мне казалось, что вся история России после Николая Гоголя - это попытка дописать второй том его знаменитого романа. Ведь в незаконченных книгах есть страшная вещь - некоторое откровение. Кажется, если бы они все же были бы дописаны, то мы смогли бы понять, в чем смысл жизни. В своем романе я писал о том, как русская история и культура пыталась этот роман дописать. Почему роман называется "Возвращение в Египет"? Гоголь был писателем библейским. И мне стало казаться, что идя из Египта, мы в какой-то момент повернулись и пошли обратно, вернувшись в итоге снова в Египет. Наша история 20 века в моем представлении - это и есть возвращение в Египет.