"Мы просто обязаны сами выпускать львиную долю товаров, которые до недавнего времени ввозили из-за рубежа, - считает председатель Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский. - И сейчас наша главная задача - радикально нарастить промышленное производство, сделав акцент на мультипликативных отраслях (автопром, судо- и авиастроение и т.д.), открывающих поле деятельности смежным производствам, в том числе средней и малой формам собственности. И одновременно развивать экономику знаний, поскольку инновации - это товар с самой высокой добавленной стоимостью".
По мнению законодателя, для этого необходимо создать для бизнеса комфортную атмосферу, установив на определенное время мораторий на увеличение налоговой нагрузки и количества проверок, и форсировать инвестиции в модернизацию предприятий и инфраструктурные проекты. Деньги для этого есть, считает Руденский. Так, в банках "лежат" около 60 трлн руб., из которых пока на реальную экономику работает лишь 1 трлн.
Промышленный рывок невозможен без внедрения новых технологий и оборудования, поэтому гендиректор Института экономических стратегий РАН Александр Агеев высказал идею о необходимости "принуждения" наших предприятий к инновационному развитию. Этот тезис вызвал возражения некоторых участников. Так, зампред комитета ТПП РФ по научно-техническим инновациям и новым технологиям Владимир Рудашевский сравнил его с браком по "Домострою": дети есть, а любви нет. Инновации, считает эксперт, должны стать насущной потребностью предприятий; пока же - во многом из-за того, что инновации дорогостоящая штука - принято считать, что если технология "100 лет и так работает", то улучшать ее необязательно.
А если и улучшать, то непременно с помощью бюджетных субсидий. То есть, если государство за свой счет купит предприятию новый станок, хорошо. Не купит - еще лучше, меньше хлопот. То же касается и ассигнований на НИОКР. Все говорят о необходимости этого, но считают, что стимулировать мыслительный процесс на предприятиях, в том числе и частной формы собственности, должно государство. Тем временем, сообщил гендиректор Федерального института сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса Борис Леонтьев, в США, например, 94% объема НИОКР финансирует именно бизнес; на государственный бюджет приходится лишь 6%, идущие на развитие исключительно фундаментальной науки.