Планы прекрасные, вот только их реализация может обернуться для Свердловской области потерей контроля над важным активом. Дело в том, что профинансировать модернизацию предполагается за счет дополнительной эмиссии и выкупа этих акций владельцами ОАО. На 31 декабря намечено голосование по вопросу об увеличении уставного капитала.
Как гласит список аффилированных лиц аэропорта на конец третьего квартала 2014 года, доля Свердловской области в уставном капитале составляет 34,56 процента (регион владеет ею через госкорпорацию), основной акционер - структура одного из крупных промышленных холдингов (у нее 52,48 процента). Если общее собрание акционеров поддержит допэмиссию, то регион либо должен инвестировать в выкуп ценных бумаг бюджетные деньги, либо его доля будет размыта. Видимо, на практике более реален второй вариант, поскольку на недавнем заседании Заксобрания представители областного правительства уже заявили, что в бюджете региона средств на выкуп акций не предусмотрено.
- Пакет, которым владеет область, был передан в собственность госкомпании за 1,9 миллиарда рублей. Уставный капитал аэропорта в случае допэмиссии увеличится примерно в два раза, тогда у региона будет лишь 17 процентов. А это уже не блокпакет, позволяющий достаточно активно участвовать в управлении ОАО. Соответственно, на мой взгляд, упадет и его стоимость, - рассуждает депутат Законодательного собрания Свердловской области Евгений Артюх.
К похожему выводу, судя по всему, склоняются и власти региона.
- Предварительный анализ свидетельствует, что лучше всего рассмотреть вопрос продажи пакета на аукционе до момента регистрации отчета о размещении дополнительной эмиссии, - сообщил депутатам свердловский министр по управлению госимуществом Алексей Пьянков.
Вместе с тем он отметил, что для выбора оптимального варианта управления активом госкомпания должна получить заключения нескольких финансовых консультантов. По словам министра, сейчас идет переоценка акций для актуализации их стоимости.
Между тем депутат Денис Носков убежден, что рассуждения об угрозе размывания пакета - это информационный "вброс", которым хотят оправдать срочную продажу всей госдоли. Время же для реализации этого актива сейчас, учитывая непростую макроэкономическую ситуацию, не самое удачное, уверен парламентарий.
- Мы не против продажи как таковой. Но давайте это сделаем, как положено, - через конкурс и по адекватной цене, - подчеркивает Денис Носков.
Пока же, считают парламентарии, у области есть возможность сохранить позиции в составе акционеров аэропорта, ведь госкомпания может блокировать решение об увеличении уставного капитала. Как будут в действительности голосовать ее представители, пока неизвестно.
С одной стороны, средства на модернизацию воздушных ворот Екатеринбурга действительно нужны. Как рассказал "РГ" руководитель аналитического агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев, поток авиапассажиров в здешнем аэропорту к 2020 году должен вырасти примерно до шести миллионов человек в год, при этом сам оператор говорит о 7,5 миллиона. Судя по всему, прогнозы вполне реалистичны: в 2014 году в Кольцово уже обслужили четырехмиллионного пассажира.
- Это заставляет задуматься над тем, что нужно бежать быстрее, чтобы успеть - уже сейчас заниматься реконструкцией и новым строительством, - говорит эксперт. При этом он не считает, что негативные прогнозы в условиях ухудшения макроэкономической ситуации непременно оправдаются.
С другой стороны, средства акционеров - не единственный вариант привлечения денег на модернизацию. Другое дело, что с точки зрения основного владельца аэропорта он предпочтителен.
- Предприятие не сможет профинансировать инвестпрограмму за счет операционной прибыли, а привлечение заемных средств проблематично. Во-первых, аэропорт уже имеет ряд крупных кредитных линий. Нагрузка сегодня сбалансирована, но ее увеличение ухудшит экономическое состояние предприятия. Во-вторых, привлечение заемного финансирования сегодня усложнилось - по очевидным причинам оно дорожает, - пояснил "РГ" официальный представитель холдинга, управляющего екатеринбургским аэропортом, Евгений Красиков.
Между тем профильный холдинг, в который входит екатеринбургское Кольцово, сейчас активно собирает под свое крыло региональные российские аэропорты, где реализует масштабные инвестпрограммы. По мнению Олега Пантелеева, одновременно вкладывать в модернизацию ряда активов, выкупать акции у Свердловской области, а также расширять сеть инвестору в нынешних условиях будет непросто.
Кстати, в ходе обсуждения сложившейся ситуации депутаты не обошли и недавний скандал с акциями того же екатеринбургского аэропорта. В первой половине текущего года вдруг выяснилось, что свердловская госкорпорация в марте 2014 года продала в общей сложности 25,69 процента - то есть блокпакет - неким малоизвестным фирмам. Через суд эти юрлица потребовали передать им ценные бумаги, однако договоры с ними в итоге признаны недействительными, поскольку были заведомо невыгодны для продавца. Такое же мнение сложилось и у правоохранителей - скандал вылился в бесфигурантное уголовное дело о злоупотреблениях полномочиями в госкомпании.
Справка "РГ"
Госпакет (34,56 процента акций) ОАО "Аэропорт Кольцово" был передан Свердловской области из федеральной собственности в феврале 2011 года. Согласно указу президента РФ, это было сделано "для привлечения правительством Свердловской области до 2030 года на условиях государственно-частного партнерства инвестиций в размере не менее 32 миллиардов рублей в строительство, комплексную реконструкцию и модернизацию объектов авиатранспортной инфраструктуры". В мае 2013-го региональный парламент одобрил передачу акций в уставный капитал госкомпании, которой владеет область. А осенью того же года Федеральная антимонопольная служба сообщила, что разрешила коммерческой структуре довести свою долю в уставном капитале ОАО до 100 процентов.