11.12.2014 00:50
Русское оружие

Специалисты рассказали о самой опасной аварии на атомоходе "Ленин"

Летописцы побед первого в мире атомного ледокола эту историю боязливо обходят
Текст:  Александр Емельяненков (Санкт-Петербург - Мурманск - Северодвинск)
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №283 (6555)
Ледокол "Ленин", давно превращенный в музей, на минувшей неделе вновь привлек к себе внимание. Круглые 55 с начала его эксплуатации отмечали как большой юбилей всего атомного ледокольного флота и управляющей им компании "Росатомфлот".
Читать на сайте RG.RU
На ледоколе "Ленин" хранят историю атомного флота

В потоке новостных сюжетов, поздравительных речей и неуемного восторга от былых побед советской науки и техники дошли до такой степени лакировки собственного прошлого, что не заметили, как стали говорить неправду. О том, например, что первый в мире атомный ледокол, созданный в СССР, был не просто первым в своем роде - с присущими для такого случая недоработками и проблемами, а изначально гениальным творением конструкторов, инженеров и кораблестроителей. И что благодаря этому тридцать лет работал в Арктике, не зная поломок...

Если бы так!

В разные годы, в разных местах я по крупицам восстанавливал обстоятельства засекреченной операции, которой подвергся осенью 1967 года первенец атомного ледокольного флота. Через десять лет после спуска на воду и после трех-четырех (всего-то!) арктических навигаций ядерная энергетическая установка ледокола "Ленин", состоявшая первоначально из трех реакторов, пришла в такое удручающее состояние, что те же конструкторы, инженеры и привлеченные для консультаций ученые не придумали ничего лучше, как избавиться от нее методом "свободной выгрузки через днище".

Россия поставит в Венгрию энергоблоки для крупной АЭС

Как свидетельствует старший научный сотрудник ИПТ РАН Ю.Л. Бордученко, одна из самых тяжелых аварий на атомоходе "Ленин" произошла в феврале 1965 года при подготовке ледокола к навигации. В результате ошибочных действий персонала была повреждена активная зона реактора N 2, и ее потребовалось выгрузить. А к концу навигации на том же реакторе выявилась утечка теплоносителя. Причем негерметичность первого контура оказалась на "неотсекаемом" участке трубопровода.

Другое обстоятельство, предопределившее судьбу атомохода-первенца и его энергетического сердца, обусловлено тем, что с момента передачи ледокола "Ленин" в эксплуатацию был накоплен немалый опыт проектирования и эксплуатации морских ЯЭУ и наземных атомных электростанций. С учетом этих обстоятельств Совет министров СССР по представлению минсредмаша, минсудпрома и ВМФ принял решение о полной замене атомной установки ОК-150 на установку типа ОК-900, технический проект которой был разработан для новых линейных ледоколов проекта 1052 (типа "Арктика").

Демонтировать вручную, поагрегатно, подлежавшие замене узлы и механизмы, включая текущий корпус одного из реакторов, радиационно загрязненные трубопроводы и парогенераторы, означало бы переоблучить людей и растянуть ремонтно-восстановительные работы на долгий срок. Поэтому был избран другой путь...

Вес выгружаемого оборудования составил 3700 тонн, габариты - 22,5 х 13 х 12 м. Предварительные демонтажные работы на корпусе и в днище корабля продолжались с 8 по 19 сентября 1967 года. Ледокол при этом находился над местом захоронения реакторного отсека.

Документ

Из вахтенного журнала а/л "Ленин"

19 сентября 1967 года

Корабельный инженер тов. Титов осмотрел качество реза переборок. Просили передать, что качество реза переборок хорошее.

19.35. Отверстия в креновых цистернах заварены, работы проверены и приняты старшим помощником капитана.

На атомном ледоколе "Ленин" поставят новый символический рекорд

20.00. Стоим на якоре (левом)... В воде семь смычек каната. По носу на якоре стоит п/б "Лепсе", с которой на наш нос заведен короткий, около 25 метров, буксир. По корме на якоре находится с/с "Алтай", с которого на нашу корму также заведен буксир. Ведутся подготовительные работы по выгрузке отсека.

20.30. В заряды установлены детонаторы, проверены цепи питания запалов. Все люди из центрального отсека вышли, начато заполнение отсека забортной водой самотеком.

(В графе замечания капитана: "22.15. Осадка ледокола 10,5 метра. Соколов".)

21.20. В столовой команды собраны все аварийные партии на инструктаж.

21.30. Инструктаж окончен.

21.40. П/б "Лепсе", с/c "Алтай", л/к "Капитан Мелехов" предупреждены по УКВ о том, что с этого момента они должны держать свои машины и экипажи в постоянной готовности.

Этому моменту предшествовала ювелирная и небезопасная работа водолазных специалистов. Используя специальное оборудование, они за двое суток проделали в днище ледокола под реакторами рез с периметром 60 метров. Затем его уплотнили поролоном с брезентом, что позволило откачать воду из центрального отсека и приступить к резке переборок. Исследовавший эту работу Ю.Л. Бордученко рассказывает:

"Средняя часть силовых продольных переборок разрезалась вручную, нижняя - с помощью дистанционно управляемого устройства. Резка нижней части силовой переборки была наиболее ответственным моментом, предшествовавшим подрыву зарядов, так как отсек удерживался в корпусе верхними участками четырех переборок высотой около 2,3 м каждая, предназначенными для подрыва кумулятивными зарядами. При наличии внутренних трещин хотя бы в одной из перемычек могла быть нарушена ее прочность, и отсек массой 3700 т из-за перекоса расклинился бы в корпусе ледокола. Поэтому были установлены верхние и нижние упоры, препятствующие перекосу отсека, специальное спусковое устройство, направляющее отсек при выходе его из корпуса... На момент подрыва кумулятивных зарядов на ледоколе оставались только аварийно-спасательные партии и комиссия, руководившая выгрузкой отсека".

Атомный ледокол "Ленин"

Документ

Из вахтенного журнала а/л "Ленин"

19 сентября 1967 года

21.50. Аварийная тревога, всем аварийным партиям занять свои места.

22.05. Начали выбирать якорный канат.

22.10. С/с "Алтай" сообщил о постоянной готовности машин и экипажа. Якорный канат выбран до 3 смычек в воде.

22.15. Уровень воды в центральном отсеке достиг 9,0 метра. Носовой и кормовой клинкеты перекрыты, заполнение отсека забортной водой прекращено.

22.22. Капитаном объявлена 5-минутная готовность.

22.27. Произведен взрыв. Отсек ушел в воду. Аварийные партии приступили к осмотру своих постов.

22.50. Крена нет. Поступили доклады от всех аварийных партий об отсутствии повреждений окружающих центральный отсек переборок. Отбой аварийной тревоги.

23.05. Отдан буксир на п/б "Лепсе".

Модернизированный крейсер "Адмирал Нахимов" вернут ВМФ в 2018 году

23.15. Выбран левый якорь, с/с "Алтай" дал малый ход, отводит ледокол за корму от места выгрузки центрального отсека...

24.00. За ходовое время пройдено на буксире 4 кбт. Вахту сдал 2 помощнику капитана Захарову.

Как рассказывают участники той операции, после подрыва зарядов и отделения реакторного отсека ледокол всплыл, уменьшив осадку примерно на 2-2,5 метра. Тем самым подтвердились предварительные расчеты, которые проводились в бассейне ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова в Ленинграде на моделях в масштабе 1:50. А действие кумулятивных зарядов заблаговременно проверялось в Военно-инженерной академии им. Ф.Э. Дзержинского и в ЦНИИ металлургии и сварки на натуральных образцах стали толщиной 36 мм и на макетах в 1:5 натуральной толщины.

P. S.

От Новой Земли обездвиженный ледокол со всеми предосторожностями отбуксировали в Кольский залив. 26 сентября 1967 года "Ленин" прибыл в порт, а 5 октября его поставили в док СРЗ-35 в поселке Росляково. К середине ноября днище ледокола восстановили, а еще через несколько дней завершили установку забортной арматуры - уже по новому проекту. Затем его подготовили к морскому переходу и благополучно отбуксировали через Баренцево море в Белое - на судоремонтный завод "Звездочка", что в Северодвинске. Там он был поставлен у причальной стенки предприятия для монтажа новой реакторной установки типа ОК-900 и обслуживающих ее систем.

За два года, к апрелю 1970-го, модернизационные работы были в основном завершены. Чтобы вписать в существующий корпус новую ГЭУ (вместо прежних трех теперь было два реактора), пришлось "перекроить" 204 из 675 помещений ледокола. В ходе этих работ было установлено 6200 единиц нового оборудования, из них свыше тридцати - головные образцы. То есть такие, что устанавливались впервые. Проект модернизированного атомного ледокола "Ленин" получил номер 92М.

Как и намечалось, 22 апреля 1970 года, к 100-летнему юбилею вождя мирового пролетариата, оба реактора новой установки были выведены на мощность. У заводской стенки провели комплексные испытания установки ОК-900, а в мае того же 1970-го обновленный ледокол с пересаженным энергетическим "сердцем" отправился в море на ходовые испытания. Спустя месяц был подписан приемный акт, и 21 июня атомоход "Ленин" вновь заступил на службу в Арктике.

Увеличить

>

Вооружение России