Через две недели - Новый год. Россияне ждут праздничные отправления. В том числе, и мы ожидаем посылки из США. Готова ли "Почта России" к пиковым нагрузкам?
Дмитрий Страшнов: Пиковый сезон у нас и не заканчивался. Уже сегодня "Почта России" в текущем режиме обрабатывает в 2,5-3 раза больше международных отправлений, чем в пиковый период прошлого года, и в 5 раз больше, чем 2 года назад, в пиковый период 2012 - 2013 годов. Для сравнения: среднесуточный объем обработки с 1 декабря по 15 января в 2012-2013 годах составлял 77 тысяч почтовых отправлений, а сегодня - 400 тысяч!
Благодаря тому, что мы разделили потоки международных посылок по регионам, значительный объем стал идти через Новосибирск, Екатеринбург и Артем. Это позволило, с одной стороны, снизить сроки доставки, а с другой - разгрузить Москву и Санкт-Петербург. Во-вторых, мы вывели на полную мощность первую очередь логистического хаба во Внуково, который открыли в прошлом году. В-третьих, запустили обмен электронными данными с международными почтовыми администрациями и таможней - сейчас по 80 процентам отправлений данные передаются в электронном виде. Эти шаги дали хорошие результаты: за минувший год доставка посылок из-за рубежа существенно улучшилась. Фактические сроки доставки жителям центральной России зачастую не превышают 7-10 дней, а по стране в целом - не более 15-20 дней. Для сравнения: в 2011-2012 годах средний срок доставки международных посылок составлял 1,5 - 2 месяца, а в пиковый период - до 90 дней. Так что я больше чем уверен, что тот коллапс, который был в сезоне 2012 - 2013 на "Почте России" уже не повторится. Поэтому я думаю, что ваша посылка из Соединенных Штатов должна дойти вовремя.
Еще один вопрос на злобу дня. Скажите, пожалуйста, падение рубля как-нибудь повлияло на работу, показатели почты, на ее планы?
Дмитрий Страшнов: Почти 90 процентов нашего кредитного портфеля - это рублевые заимствования. Основной заработок "Почта России" получает в рублях, и структура нашего кредитного портфеля соответствует структуре выручки предприятия. Валютные займы есть, но их совсем мало - это связанное финансирование для покупки импортного почтового оборудования.
С другой стороны, мы очень опасались, что валютные колебания отразятся на объемах почтовых отправлений, и очень внимательно следим за ситуацией. Но сегодняшняя динамика говорит о том, что негативного влияния на объемы отправлений эти колебания не оказали. Скорее всего, это связано с тем, что до определенной ценовой категории - а это примерно 100-150 долларов -привлекательность покупки через Интернет-магазины за рубежом остается. Средний чек по почтовым отправлениям, которые проходят через "Почту России", меньше 100 долларов, поэтому снижения объемов мы не прогнозируем. В то же время там, где средний чек приближается к 500 долларам, можно предположить, что потребители, скорее, отложат покупку на более позднее время.
В последнее время появились инициативы по независимому мониторингу работы почтовиков. Но в основном такие сервисы - платные. У вас есть какой-то свой аналогичный сервис?
Дмитрий Страшнов: Любой может отследить прохождение своей посылки на нашем официальном сайте абсолютно бесплатно. Чтобы получить информацию, достаточно знать идентификационный номер посылки. Уже работает и мобильное приложение, где можно не только проверить прохождение посылки, но и сканировать ее штрих-код, найти ближайшее почтовое отделение и уточнить индекс по адресу. В настоящий момент этим приложением постоянно пользуются более 200 тысяч человек, а число его скачиваний приближается к миллиону. В скором времени в мобильном приложении можно будет оплатить таможенные сборы за заказ из Интернет-магазина и даже заказать доставку посылки курьером на дом.
Если же вернуться к статистике, то на сегодняшний день по официальным данным Роскомнадзора, сроки доставки отправлений по Москве соблюдаются более, чем в 90 процентов случаев, а по России - 84 процента. Независимая экспертиза показала даже более высокий результат: 88 процентов. С начала следующего года мы продолжим проводить и свои скрытые мониторинги по отправлениям, но уже регулярно и с использованием прогрессивных технологий. Это позволит нам отслеживать посылку в реальном времени в каждой точке, где она находится. Такие выборки мы намерены делать как минимум раз в квартал.
Чтобы сервис был еще удобнее, мы планируем в следующем году запустить обновленную версию сайта. Она будет более понятной и простой. В один клик можно будет включить и отслеживание посылок, и связаться с онлайн консультантом, и оставить отзыв.
С интерфейсом все понятно, а что вы делаете для удобства людей в почтовых отделениях?
Дмитрий Страшнов: Почтовые отделения - это самая сложная и самая инертная часть нашей инфраструктуры. Причин тому несколько: максимальная степень износа зданий и оборудования, человеческий фактор и низкая оплата труда. Если магистральную логистику можно отстроить достаточно быстро, построив сортировочные центры, подписав прямые договоры с авиаперевозчиками, запустив дополнительные почтовые маршруты по железной дороге, то посылки пойдут очень быстро по сети. Но когда они приходят в почтовые отделения, там начинаются основные проблемы. Это очереди, нехватка рук, неудобство технологической базы, а иногда - просто сложно найти посылку в самом почтовом отделении.
В этом году мы запустили пилотный проект в Москве по системе адресного хранения посылок в отделениях, когда у каждой посылки есть свое место и индивидуальный номер, благодаря чему ее легко найти. В 2015 году эта технология будет распространена на всю Россию. Также уже в следующем году мы запустим 100 пилотных отделений, где будут тестироваться новые форматы оказания услуг - электронная очередь, выделенные окна, открытые стойки с товарами, новые решения по упаковке.
К 2016 году мы планируем открыть 500 центров выдачи и приема посылок, а в 8 тысячах отделений выделить для этого отдельные окна. Через три года в 144 городах России мы намерены организовать курьерские группы для доставки посылок. А через четыре года мы рассчитываем сократить время ожидания в отделениях до 5 минут. Но, безусловно, необходимо также и мотивировать самих почтовых работников. Сейчас их зарплаты - на 40 процентов ниже средней по России. В прошлом году мы впервые за 5 лет повысили зарплату основному производственному персоналу. Вначале в крупных городах сотрудники почты стали получать больше - мы смогли это сделать за счет тех средств, которые сэкономили в последнем полугодии 2013 года. А в начале 2014 года мы приняли решение поднять зарплату почтовикам уже по всей России - на 15 процентов. Эти деньги - 12 миллиардов рублей - мы заложили в бюджет уходящего года и все равно смогли выйти на положительный баланс.
С 2015 года объем дотаций на "Почте России" практически будет равен нулю, и в таких условиях надо выживать. Если мы хотим поднять зарплату почтовикам почти в два раза к 2018 году, то существует только два варианта. Либо мы увеличиваем выработку в два раза и повышаем зарплату вдвое, либо мы сокращаем количество сотрудников наполовину и увеличиваем оставшимся сотрудникам оплату труда. Но на почте уже сейчас дефицит людей, поэтому второй вариант даже не обсуждается. Отсюда вывод: мы должны рассчитывать только на свои силы и выстраивать экономику так, чтобы стать самоокупаемыми при обязательном сохранении социально-значимых услуг. Там, где государство сможет нам помочь, оно поможет. И речь идет не о прямых дотациях, а о возможных компенсационных механизмах. Например, возможности работать в защищенном сегменте как национальному почтовому оператору и за счет доходов в нем поддерживать убыточные сегменты - в частности, доставку почты в отдаленные регионы.
Продолжение "Делового завтрака" читайте в ближайших номерах "РГ".