16.12.2014 14:46
Экономика

Эксперт: Бюджеты многих регионов СЗФО не учли экономические риски

Не все регионы СЗФО нашли баланс бюджетных расходов и доходов
Текст:  Ульяна Вылегжанина
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №286 (6558)
Регионы СЗФО принимают бюджеты на следующий год. В ряде случаев,с учетом нестабильной экономической ситуации в стране эксперты опасаются, не достигнет ли разница в доходах и расходах критического уровня.
Читать на сайте RG.RU

Нефтянка подвела

Бюджетный кодекс РФ допускает дефицит казны субъекта Федерации, не превышающий 15 процентов от доходов. В Санкт-Петербурге доходы планируются в размере 419 миллиардов рублей. Дефицит составит 55 миллиардов рублей, или свыше 13 процентов от объема доходов. Однако совпадут ли прогнозы с реальностью - вопрос сложный.

В Петербурге приняли бюджет на следующий год

- У меня есть претензии к сбалансированности бюджета, - заявил в рамках обсуждения главного финансового документа председатель бюджетно-финансового комитета Законодательного собрания Санкт-Петербурга Константин Сухенко. - Считаю неправильным планировать такой большой дефицит. Что мы будем делать, если ухудшится экономическая конъюнктура?

Один из рисков по сокращению доходов связан с акцизами на нефтепродукты, которые город недополучит из-за налогового маневра в нефтяной отрасли, пояснил директор Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге, профессор Сергей Кадочников. Кроме того, в Санкт-Петербурге сокращается производство подакцизной алкогольной продукции, что также ударит по бюджету. Если в прошлом году законодатели предполагали, что в 2015 году казна получит за счет акцизов свыше 24 миллиардов рублей, в "свежем" бюджете этот прогноз сократился до 19,7 миллиарда.

- В то же время очень важно, что в городе не закручивают налоговые гайки, что власти не стремятся добрать налоги с других секторов экономики, чтобы компенсировать акцизные потери, - подчеркивает Сергей Кадочников. - Наоборот, в следующем году введут дополнительные льготы для предпринимателей, в первую очередь для субъектов малого и среднего бизнеса. В краткосрочной перспективе такая политика действительно может обернуться сокращением доходов. Однако в долгосрочной перспективе мы сохраним производства, рабочие места, объем налоговых поступлений. В том числе НДФЛ, который в структуре петербургского бюджета занимает около 35 процентов.

Инвестиции в социальную сферу способствуют будущему росту экономики

По словам Сергея Кадочникова, дефицитность казны субъекта Федерации можно назвать нормальным явлением в двух случаях. Во-первых, когда местные власти тратят значительные средства на привлечение инвесторов в регион, повышение инвестиционной привлекательности территорий. По такому пути пошла, к примеру, Калужская область.

Во втором случае субъект Федерации намеренно идет на рост бюджетного дефицита, чтобы пережить кризисную фазу экономического цикла. Именно это сейчас происходит в Санкт-Петербурге.

Глав шести регионов СЗФО могут уволить за долги

- Чтобы преодолеть кризис, важно не ограничиваться сегодняшним днем, а инвестировать в будущее, в развитие экономики, - продолжает Сергей Кадочников. - Если посмотреть на бюджет Санкт-Петербурга, в основном здесь наращиваются инфраструктурные и социальные расходы. Вложения в инфраструктуру в период кризиса - это стандартный инструмент создания новых рабочих мест, обеспечения занятости населения. При этом появляются объекты, которые так или иначе повышают комфортность проживания в городе. Инвестиции в "социалку" также способствуют будущему росту экономики. Вкладывая деньги в образование и здравоохранение, мы сохраняем и приумножаем человеческий капитал, который в последнее время все чаще называют важнейшим фактором в развитии любого региона.

Прогноз без оптимизма

В Калининградской области доходы бюджета в следующем году составят 45,3 миллиарда рублей. Дефицит запланирован в объеме 2,5 миллиарда рублей. При этом параметры главного финансового документа, утвержденные несколько месяцев назад, были скорректированы из-за ряда экономических факторов. Во-первых, это связано с уменьшением прогноза поступлений налоговых и неналоговых доходов на 7,5 процента. Во-вторых, с необходимостью сохранения дефицита казны на уровне предыдущего бюджетного цикла.

- С учетом бюджетных ограничений необходимо жестко выстраивать приоритеты расходов и повышать их эффективность, - подчеркивает министр финансов Калининградской области Виктор Порембский.

Чиновникам нужно не только сохранить все социальные обязательства, но и не снизить динамику экономического развития в регионе

По словам главы калининградского минфина, реалистичность бюджета зависит от качества прогнозов. При составлении главного финансового документа специалисты опирались на четыре основных параметра: валовой региональный продукт, инвестиции, фонд оплаты труда и сводный индекс потребительских цен. Учитывались и другие факторы: финансовое состояние субъектов бизнеса, социальные и демографические критерии.

- Бюджет строился на первом, базовом варианте прогноза социально-экономического развития, динамика показателей которого ниже умеренно оптимистического варианта, - делится информацией Виктор Порембский. - Это позволило снизить бюджетные риски.

Дефицит бюджета Заполярья составит 6,8 миллиарда

Затянули пояса

В Псковской области поступления в консолидированный бюджет в 2015 году составят 25,7 миллиарда рублей. Это на 5,4 миллиарда меньше уточненных доходов 2014 года. Основная причина - снижение безвозмездных траншей из федерального бюджета. Кроме того, на 750 миллионов рублей сократятся налоговые поступления из-за нефтяного маневра. Еще 223 миллиона рублей составят выпадающие доходы по налогу на имущество, 533 миллиона - по налогу на прибыль.

Поэтому при разработке бюджета на 2015 год псковские законодатели ставили перед собой две стратегические задачи. Первая - сократить неэффективные расходы при условии сохранения всех социальных обязательств. Вторая - не снизить динамику экономического развития и инвестиционную активность в регионе.

В Новгородской области, где доходы в 2015 году составят 23,8 миллиарда рублей, а дефицит - 1,4 миллиарда, также планируют "затянуть пояса". К сокращению бюджетных расходов в регионе приступили еще в 2013-2014 годах: пересмотрели систему налоговых льгот, предоставляемых бизнесу, урезали фонд оплаты труда чиновников, приступили к оптимизации областных учреждений и органов власти. Секвестр бюджетных учреждений продолжается и сейчас. Порядка 40 структурных единиц будут переведены в филиальную сеть. Сокращение административных расходов позволит высвободить 130 миллионов рублей, которые направят на более насущные нужды.

Прямая речь

Владимир Климанов, директор Института реформирования общественных финансов, доктор экономических наук:

- Можно предположить, что многие регионы действительно не учитывают возможные экономические риски, следуя практике федерального центра. Федеральный бюджет верстался в сентябре, когда еще не было галопирующего падения рубля и резкого снижения цен на нефть. Если учесть, что нефтегазовые деньги в нашей стране три последних года составляют половину поступлений в федеральный бюджет, текущая конъюнктура рынка, очевидно, спровоцирует существенное падение доходов.

Плюс есть риски увеличения бюджетных расходов. Существует обязательная индексация некоторых социальных платежей в соответствии с уровнем инфляции. В бюджете инфляция заложена на уровне четырех-пяти процентов, хотя уже сейчас этот показатель достиг девяти процентов.

Проблемы, обозначенные для федеральной казны, наверняка будут транслироваться и на регионы. Можно предположить, что зарплаты граждан не будут активно расти, а прибыль предприятий снизится. А ведь именно НДФЛ и налог на прибыль в основном формируют доходную часть региональных бюджетов.

С одной стороны, минфин России рекомендует местным властям формировать казну, исходя из консервативных прогнозов, максимально сокращая расходы. С другой стороны, регионам, которые выполняют множество социальных обязательств, зачастую просто некуда ужиматься. Есть инструмент создания резервных фондов, однако он практически не используется.

Что касается Санкт-Петербурга, опыт принятия бюджета с огромным дефицитом существует здесь не первый год. Помимо двух основных источников финансирования дефицита - приватизации и долговых обязательств - город покрывает разницу в расходах и доходах за счет остатков финансовых средств, которые не были использованы в предыдущем финансовом году. Мне кажется, это не очень хорошая практика. Высвободившиеся деньги могли бы стать источником формирования резервного фонда, который помог бы региону противостоять экономическим рискам.

Бюджеты регионов Калининградская область Новгородская область Псковская область Санкт-Петербург Северо-Запад