В выставочном зале 22 картины. Часть выполнена кистью, но большинство - маркерами. Его изображения похожи на орнамент или даже на скандинавские руны. Причем, как признается художник, свои картины он создает скорее для зрячих - ведь сам он не может в полной мере насладиться созданным.
Творить начал еще 20 лет назад, будучи зрячим 15-летним парнишкой. К рисованию потянуло после сильнейшего отравления. Вспоминает, что, немного придя в себя, сел за стол. Тогда и появился первый графический рисунок. С тех пор замысловатые мотивы "рвутся" на бумагу. Результатом вдохновения вполне могут стать 20 рисунков, созданных буквально за день. Бывает, и наоборот - в неделю едва напишет лишь одну работу. Интересно, что за два десятка лет ни одна картина не повторилась.
Как признается автор, сначала даже сам не понимал, почему именно эти три цвета. А буквально восемь лет назад осознал, насколько удачен был выбор. У Сергея врачи диагностировали синдром Лайелла (сильнейшая аллергическая реакция на лекарственные препараты), едва выжив, он получил одно из серьезнейших осложнений - остаточное зрение лишь одного глаза. С каждым днем ситуация ухудшается. Сейчас именно красный, черный и белый цвета художник может немного различать на контрасте.
- Зато теперь я вижу гораздо больше, чем другие, - улыбается Сергей Гринь. - Знаете, как у нас бывает. Рассказываешь о том, что прочитал книгу. В ответ получаешь недоумение, мол - "ты же слепой, как мог прочитать". Понятно, что имел в виду аудиокнигу. Но слух режет фраза: "Я сегодня прослушал книгу". Так и с моими рисунками. Название выставки "Живу, потому что вижу" тоже выбрано не случайно... Вижу не глазами, а каким-то шестым чувством. Утрачивая одно, приобретаешь другое. Моя выставка еще и своеобразный призыв к людям, чтобы они по-другому посмотрели на мир. Каждый должен пробовать. Особенно люди с инвалидностью. Танцуйте, рисуйте, сочиняйте, пойте или... пейте - как дегустаторы. Стоя на месте, ничего не добьешься. Плюс надо менять ситуацию для самого себя.
Выставка же у Сергея первая. Выяснилось, что помог курьезный случай. Он работает научным сотрудником сочинского музея, однако о его художественных талантах там никто и не подозревал. Тайна вскрылась случайно.
- После довольно продолжительной экскурсии по экспозициям с посетительницей из Австрии Гринь решил подарить ей свою работу, - рассказывает заведующая выставочным отделом Художественного музея Сочи Ольга Хрисанова. - А уже на следующий день директору музея сообщили, что Сергей помогает выносить из учреждения картины. Тут все и выяснилось, до этого мы и не предполагали, что он рисует...
И завертелось. Художник принес свои работы руководству, сразу же решили организовывать выставку. Потом вместе отбирали и оформляли рисунки. Некоторым пришлось давать названия. Так, к примеру, появились "Танец носорога", "Парусный спорт" и "Путь к успеху". А одну так и оставили безымянной, чтобы у каждого пришедшего посетителя была возможность поразмыслить над холстом. Под рамкой разместили специальную "Книгу отзывов", где уже написаны первые варианты названия. Кто-то видит "огненный цветок", кто-то "страсть" или же "мечту". Есть и детское предложение подписать просто "Плавающая макарошка".
К концепции графических символов относятся 15 картин, пять написаны с помощью кисти тушью и гуашью (знающие люди подсказали, что надо поэкспериментировать с техникой). Еще две сам творец называет астральными портретами: основа - "переведенная" в линии дата рождения человека. Она может повторяться, а вот то, что есть на бумаге, помимо нее, - оболочка - у каждого своя.
По словам Гриня, лица человека он не видит. Ощущения же от общения с ним и выливаются в графическое исполнение. Рассказывает, как рисовал одному посетителю и его подруге портреты. На выходе получились два парусника, повернутых под разными углами. Выяснилось, кстати, что оба они неугомонные путешественники.
Темные очки многие посетители выставки принимают за имиджевый ход творческого человека. Узнав же, что художник практически не видит, - очень удивляются.
- Работы такие четкие, каждая линия будто выверена. Рядом с одной из картин стояла очень долго, не могла оторваться, - рассказывает жительница Воронежа Елена Сорока. - Трудно сказать, чем именно привлекает такое искусство. Наверное, тем, что автор пытался раскрыть свою душу.
Кстати
Сергей Гринь решил пойти еще дальше. Одним из аспектов его будущей научной диссертации станет собственный художественный опыт, а также постоянные консультации других мастеров при создании полотен для незрячих.