16.12.2014 23:15
Культура

Новый балет по роману "Анна Каренина" представили в Краснодаре

Новый балет по роману Льва Толстого представили в Краснодаре
Текст:  Влад Васюхин
Российская газета - Федеральный выпуск: №287 (6559)
Среди соискателей национальной театральной премии "Золотая маска" за 2014 год в трех номинациях представлена современная лайт-опера "Гоголь. Чичиков. Души" в постановке Краснодарского Музыкального театра.
Читать на сайте RG.RU

В наступающем году ее покажут в Москве. Это, безусловно, событие для всех создателей и участников спектакля. Однако поводом для интервью с его постановщиком Александром Мацко, главным балетмейстером и режиссером Музыкального театра, стала премьера новой работы краснодарцев - балета "Анна Каренина".

Александр, одновременно с вашей премьерой свою версию "Анны Карениной" представил в Швейцарии Balett Zurich, а накануне в нескольких городах России прошел 36-часовой онлайн-марафон чтения толстовского романа. Чем вы объясните его подобную востребованность?

В Петербурге показали киноверсию балета Эйфмана "Роден"

Александр Мацко: Гениальностью автора. Совершенством и сложностью этой книги. Не случайно же по результатам соцопросов "Анна Каренина" постоянно попадает в сотню лучших книг всех времен. И, конечно, людям всегда интересны отношения других людей - большая любовь, измена, предательство, расплата...

Анонсируя свою новую работу, вы признались, что взяться за нее вас вдохновила британская экранизация с Кирой Найтли в заглавной роли, на что один из критиков стал упрекать вас: мол, вдохновляться надо толстовским романом, а не этим фильмом...

Александр Мацко: Подобный упрек смехотворен и ответить на него можно лишь хрестоматийной ахматовской строчкой: "Когда б вы знали из какого сора растут стихи, не ведая стыда..." Да, фильм Джо Райта вызвал неоднозначную реакцию, наши критики писали, что в нем "много русских штампов", но у меня он действительно пробудил желание рассказать эту историю языком танца. Я изучил роман вдоль и поперек и с большим пиететом к подлиннику три месяца писал либретто. Для нашего коллектива выбор подобного произведения - высокая планка. Но труппа Краснодарского Музыкального, с которой я работаю и как режиссер, и как хореограф уже десять лет, была готова к чему-то серьезному и большому. И создавая свою "Анну Каренину", все мы сильно выросли в творческом плане. Для меня же это был первый двухактный балет.

Почему вы решили собрать музыкальную основу из произведений нескольких композиторов, а не взяли, скажем, известный балет Родиона Щедрина, в котором Анну впервые станцевала Майя Плисецкая, а после и другие звезды?

Александр Мацко: Если честно, не хотел связывать себе руки. Мне хотелось свободы, не желал запирать себя в партитуру одного композитора. Есть несколько любимейших классических произведений, на которые я давно мечтал что-то поставить. И в их числе сочинения Шостаковича и Стравинского. "Анна Каренина" давала подобный шанс. Но при этом музыка нашего современника итальянца Дарио Марианелли к упомянутому вами фильму Джо Райта показалась мне очень танцевальной. Несмотря на то что все его треки короткие, они имеют сильную драматургию. Я очень люблю классическую музыку, часто ее слушаю, но поскольку занимаюсь все же современной хореографией, то не всегда считаю возможным танцевать модерн данс под классику, мне кажется это не очень правильным. Помню, я ставил балет "Моцарт", и классическая музыка вынуждала меня к классической хореографии. А что касается "Анны Карениной" Щедрина, то, по-моему, его музыка там очень печальна, меня она "не заводит", не дает той энергии, которая есть в романе. Роман экспрессивнее и темпераментнее. Передать это на сцене нам в итоге помогла музыка девяти композиторов. Кажется, сложилось органично. И я был счастлив, что могу летать и парить.

Вероятно, вы смотрели версии "Анны Карениной" других хореографов?

Александр Мацко: Разумеется. Пересмотрел все, что удалось найти: от балета с Майей Плисецкой в записи 1974 года и до последних премьер, которые видел уже из зала. Выскажу крамольную мысль: ни одна из них меня не убедила до конца, не вызвала безусловного восторга. Где-то слишком постно, где-то слишком грустно, а здесь нет темперамента и упущена такая важная сцена. И тогда мне еще сильнее хотелось сказать свое слово. Я считаю себя молодым балетмейстером, даже начинающим. Может, кто-то из балетоманов и специалистов будет сравнивать нашу "Анну Каренину" с постановками Алексея Ратманского и Бориса Эйфмана, но я, конечно, не осмелюсь поставить себя в один ряд с этими гениальными мастерами.

Кстати, о критике...

Александр Мацко: Это то, чего мне так не хватает в Краснодаре! Профессиональных и конструктивных балетных критиков, которые помогают совершенствоваться и артистам, и мне, в городе нет. Рецензии пишут журналисты или блогеры. Поэтому так хочется показать нашу "Анну" в Москве или в других городах, услышать мнения новых людей. Всегда можно сказать, что мы работаем не для критиков, а для зрителей. В этом смысле я счастливый человек: я не подстраиваюсь под вкусы краснодарской публики, но понял ее, люблю и уважаю, она отвечает взаимностью, на наших спектаклях аншлаги. Но это не отменяет наличие условного Белинского.

Вы учились и преподавали в ГИТИСе, как хореограф работали со столичными режиссерами. Нет ли желания вернуться в Москву?

Александр Мацко: Желание поработать на стороне, необязательно в столице, время от времени возникает. Но я счастливый, у меня есть театр, где я воплощаю свои мечты. В Краснодарском Музыкальном мне никто и никогда не указывал: "Вот сейчас поставишь "Человека с ружьем", а уж потом - что хочешь". Я безумно благодарен дирекции за то, что делаю, что хоч И это театр с большими возможностями: у нас отличные цеха, мы сами все шьем, строим и делаем - от париков до декораций. Я имею возможность приглашать московских художников. Номинированный сейчас на "Золотую маску" за нашего "Чичикова" Максим Обрезков служит главным художником Вахтанговского театра, а над "Карениной" мы работали с Анастасией Глебовой и Андреем Климовым. Конечно, не хватает финансирования, а кому его хватает? Нет достаточной оснащенности или нужных кадров, но есть любящие меня зрители и артисты. Ну и как я могу покинуть этот рай?!

Музыкальный театр Краснодар Кубань. Северный Кавказ