Популярность его музыкальных проектов - в первую очередь, конечно, речь идет о "Гражданской Обороне" - в России невероятна. Среди поклонников творчества Летова есть и откровенные люмпены, и значительная часть интеллигенции. Для представителей так называемого "русского рока" такая ситуация может показаться типичной, но это впечатление обманчиво. Ведь основу аудитории групп вроде ДДТ или "Алиса", помимо традиционной прослойки немолодых ностальгирующих любителей "настоящего рока" с "умными текстами", уже долгое время составляют молодые люди, по зову беспокойного сердца откликнувшиеся на старые или новые политические куплеты давно зарекомендовавших себя в этом бизнесе артистов.
Аудитория Летова, конечно, куда разнообразнее. И было бы странно, случись по-другому, учитывая парадоксальность его творчества, опирающегося на невероятное количество культурных традиций и породившего собственную, новую, ни на что не похожую. Поэтому сравнение творческого пути и содержания произведений представителей сибирского андеграунда, ярчайшим из которых был и остается Летов, с вышеупомянутыми деятелями российской рок-музыки крайне неадекватно. И если кто-то это понимал всегда, даже в восьмидесятых, когда советское панк-рок-подполье небезосновательно рассматривалось как наиболее маргинальное явление отечественной культуры, то сегодня это понимание становится пусть не всеобщим, но, несомненно, доступным многим. И немалую роль в этом процессе играет деятельность близких Игорю Федоровичу людей (особенно, конечно, важна деятельность Натальи Чумаковой), продолжающих работу над изданием того, что он нам оставил.
Все, что касается материала, связанного с деятельностью групп "Гражданская Оборона", "Коммунизм", "ЕиО", "Цыганята и Я с Ильича", "Анархия" и других проектов замечательных людей, работавших вместе и рядом с Летовым, издается с таким умением и любовью, так презентуется и оформляется, что эти диски, буклеты и книги каждый раз становятся настоящим праздником для поклонника. Все это делается очень правильно - именно так, как и заслуживает сам материал.
Таким стал и недавно вышедший фильм о Летове "Здорово и вечно". Смотреть его - одно удовольствие: не так часто предоставляется возможность в течение полутора часов следить за уникальными кадрами, связанными с творчеством великого человека, с комментариями такого количества умных и интересных людей. При этом прекрасно видно, что и они отдают себе отчет: тот, о ком идет речь в фильме, был настоящим инопланетянином.
Это подтверждается и замечательным сборников стихов, изданном "Выргородом" в 2011 году, и особенно - вышедшим в Новосибирске факсимильным изданием.
Последний том содержит фотографии, коллажи, рисунки, черновики и беловые записи Летова, сделанные в 1993-1997 годах, то есть в течение одного из самых тяжелых и прорывных периодов его творчества. Политическая борьба как метафизический бунт и коллективное спасение как идеологическая платформа, спонтанные трибьюты ОБЭРИУ как отдушина, стоическая жертвенность накануне тотального разочарования и кромешной апатии перед очередным - финальным - перерождением и выходом за горизонт. Изучение этих записей требует больших душевных затрат - но поклонникам к этому уж точно не привыкать.
Прошло пять лет со времени издания и презентации в легендарном и уже, увы, несуществующем клубе "Проект О.Г.И." первого тома (записи 2002-2007 годов). Вторая (1990-1993 годы) книга вышла три года назад. Все три сборника автографов, созданные на деньги, полученные от предоплаты будущих владельцев, вышли ограниченным тиражом - по одной тысяче экземпляров, поэтому первые две части уже стали библиографической редкостью. И для того чтобы прикоснуться к магии и хотя бы отчасти приблизиться к ее пониманию, их действительно стоит найти.
Фотографии певца и музыканта Егора Летова