Примечательно, что в этом году акцент был сделан на прикладные разработки. Например, авторы из Южно-Уральского госуниверситета получили заказ на создание энергосберегающей геоинформационной системы для оптимального управления теплогидравлическими режимами систем теплоснабжения города.
- Для повышения эффективности теплоснабжения муниципального образования нужно знать конкретные параметры объектов, расположенных в нем: технические характеристики домов, их удаленность от энергоисточников и т.д., - рассказал корреспонденту "РГ" декан аэрокосмического факультета ЮУрГУ Евгений Сафонов.
С помощью непрерывного мониторинга объектов сети специалисты смогут точечно управлять системой теплоснабжения: при необходимости снижать либо поднимать температуру воздуха в конкретных домах.
- Пока мы видим проблему в том, чтобы оптимизировать нашу разработку для всех типов зданий. Разумеется, легче всего устанавливать одинаковые приборы учета и мониторинга в новых домах, в строящихся кварталах, но ведь в городе есть и старые постройки, особенности которых также нужно учитывать, - говорит Евгений Сафонов. - То есть наша геоинформационная система должна автоматически переводить показания разных приборов учета в один формат, только тогда она будет объективна.
Хотя почти половина проектов Уральского федерального округа, получивших финансирование по ФЦП, представлена екатеринбургскими коллективами, челябинские разработчики также проявляют активность. Вот еще одна идея южноуральских инженеров - она поможет создать в России городские грузовики и автобусы на гибридных и электрических двигателях. Уже в 2020 году КамАЗ планирует начать выпуск подобных машин.
- Пока мы смотрим на электромобили как на диковинку, однако будущее именно за ними. Порше, большой поклонник электротрансмиссии, создал свой первый автомобиль электрическим. Электромобиль превосходит автомобиль с двигателем внутреннего сгорания по ряду характеристик как в плане экономии, так и в плане экологии. Троллейбусы и электропоезда ходят на электрической тяге, но они зависимы от проводов, а нам необходимо сделать машины независимыми, - рассуждает профессор автотракторного факультета ЮУрГУ Андрей Келлер.
На первом этапе автомобили для грузовых и пассажирских перевозок будут гибридными. Для России это новая разработка, тем более когда речь идет о грузовиках тяжелого класса. Да и в мире эффективных разработок не так много. Скажем, по российским дорогам ездит Toyota Prius: по словам специалистов, этот гибрид вместо обещанных двух-трех литров на 100 километров фактически потребляет те же 5-6 литров, что и классические автомобили. Связано это с российскими реалиями: у нас низкие температуры, непростые дорожные условия, поэтому гибридному приводу требуется иной алгоритм работы.
- Заряжать двигатель нужно не только на стоянках, но и на ходу, - объясняет Андрей Келлер. - Наша задача - проработать технические решения и алгоритм зарядки аккумуляторной батареи мощностью не один-два, а 60 и более киловатт. Машине массой около тонны, которая движется по ровному асфальту, нужно два киловатта, чтобы она ехала со скоростью 70 километров в час. Средняя же масса грузового транспорта достигает 15 тонн, плюс "уральские горки" на дорогах, плохие погодные условия... При этом процесс зарядки должен занимать не более 30 минут. Поэтому особенно важно найти верные математические алгоритмы.
Технология, предложенная учеными из Златоуста, поможет решить вопросы импортозамещения в промышленности с помощью получения и обработки конструкционных наноструктурных материалов.
- С развитием технического прогресса требуется все больше видов стали со специальными свойствами. Один из методов их создания - формирование микро- и нанодисперсных частиц в структуре стали. Мы предлагаем нетрадиционный подход - вводить готовые частицы (например, карбиды вольфрама или титана) в сталь при разливке. Сложность в том, что жидкий металл и дисперсные частицы имеют различный удельный вес, и либо всплывают на поверхность расплава, либо тонут. Мы разработали несколько методов введения частиц, при которых можно управлять их распределением. В частности, для подачи частиц плотностью меньшей, чем у металла, мы изготовили машину полунепрерывного литья заготовки, которая вытягивает материал вверх, в направлении обратном гравитационному полю, - объясняет директор филиала ЮУрГУ в Златоусте Валерий Чуманов. - Подобные технологии есть в других странах. До некоторых пор Россия их приобретала, и наша разработка не была востребована, но сейчас стала актуальной. Мы полагаем, что сможем получать очень качественные материалы, которые к тому же по себестоимости будут ниже зарубежных, - считает ученый.
Владимир Кружаев, проректор по науке УрФУ:
- Господдержка в рамках федеральных целевых программ оказывается для региональных научных проектов решающей. В частности, есть мероприятия, направленные на развитие реального сектора экономики. Такие проекты должны иметь поддержку технологической платформы. Работа осуществляется с помощью механизмов ГЧП. Частный вклад гарантирует, что разработки действительно востребованы предприятием и продукция будет производиться, а государственные деньги дают толчок развитию и уменьшают нагрузку на предприятие. В ходе конференции мы сформулируем общие предложения и направим их в минобрнауки, чтобы повысить эффективность работы в рамках ФЦП.