Именно сотрудники суда тянут на себе всю рутину правосудия: они, по сути, и встречают, и провожают гражданина, решившего обратиться в суд. Встречают, принимая иск. Провожают, выдавая на руки вынесенное решение или исполнительный лист. Между тем легкой жизнь сотрудников судебных канцелярий точно не назовешь: работа тяжелая, зарплаты маленькие. Отсюда - текучка кадров в судах и подчас хмурые лица, которые видят истцы.
"Заработная плата работников аппарата суда не соответствует высокому статусу суда и не обеспечивает достойных условий жизни, - говорится в постановлении Совета судей России. - Указанные проблемы не позволяют заполнить даже имеющуюся штатную численность судов. Если раньше кадровый вопрос остро стоял только в районных и городских судах, то сейчас эта проблема коснулась и верховных судов республик, областных и равных им судов, а также федеральных арбитражных судов".
Между тем нагрузка на суды постоянно возрастает. Так что проблемы сотрудников канцелярий тоже надо решать, иначе хорошего точно не будет. Поэтому судейское сообщество и разработало законопроект о введении судебной службы как отдельного вида государственной службы. Сейчас Совет судей обратился в Верховный суд России с просьбой внести законопроект в Госдуму.
"Принятие названного федерального закона повысит престиж судебной службы, позволит решить существующие в настоящее время в работе судов проблемы комплектования кадрового состава и будет способствовать качественному улучшению работы судов", - утверждают в Совете судей.
Вряд ли будет преувеличением сказать, что от профессионализма и настроения аппаратчиков во многом зависит и качество правосудия. Конечно, все решает судья. Но кто-то же готовит ему документы и помогает вести процесс. На государственных служащих аппарата суда возложены функции, связанные также с обеспечением открытости и прозрачности правосудия. Например, они готовят к публикации в Интернете судебные акты.
В законопроекте прописаны статус судебной службы, условия присвоения классных чинов, требования к служебному поведению, условия заключения судебного контракта и общий принцип работы. При этом уровень окладов работников судов предполагается привязать в процентном соотношении к окладу председателя Конституционного суда России, а также установить надбавки за классный чин, выслугу лет, за доступ к гостайне, за ученую степень и почетные звания. Как сообщалось ранее, по мнению разработчиков проекта, это позволит увеличить денежное содержание работников аппаратов более чем в два раза.
Самый младший чин, который предлагается ввести, - секретарь судебной службы 2-го класса. Выше идут юристы и советники юстиции разных классов. Например, помощнику судьи в районном суде по проекту полагается чин советника юстиции 3-го класса. Секретарь судебного заседания в этом суде будет юристом 1-го класса. И так далее. А над ними есть еще звания для начальства.
По примерным расчетам, сделанным еще весной, зарплата секретаря суда тогда могла бы составить порядка 32 тысяч рублей, помощника судьи - более 41 тысячи. По словам специалистов, сегодня зарплаты секретарей и помощников составляют порядка 12-15 тысяч рублей в месяц. Нагрузка и ответственность явно не по зарплате.