Те, кто служил с этим человеком, помимо высоких профессиональных качеств, наверняка запомнили его врожденную интеллигентность и тактичность. Игорь Николаевич практически никогда не повышал голос на подчиненных, и умел прислушиваться к их мнению. Кадровые военные знают: такое нечасто встречается среди военачальников, особенно столь высокого ранга. А если вспомнить, какие суровые испытания предшествовали назначению Сергеева на пост министра обороны, и с какими огромными трудностями он столкнулся, занимая эту должность, уважение к порядочности и офицерской чести генерала только усиливается.
Он ведь никогда не был кабинетным генералом, и сполна "наглотался" лиха в Афганистане, где с апреля 1985-го по апрель 1986-го командовал 40-й армией, одновременно являясь Уполномоченным правительства СССР по делам временного пребывания советских войск в ДРА. Затем была служба в Закавказье и трагические события в Тбилиси в 1989-м. Именно командующего ЗакВО Родионова кое-кто из тогдашних кремлевских вождей пытался потом сделать виновником гибели людей, вышедших на улицы грузинской столицы. И заслуженному генералу пришлось годами доказывать, что решение разогнать протестующих тбилисцев принимал не он.
Летом 1996-го Родионова, тогда начальника Академии Генштаба, пожалуй, неожиданно не только для высших армейских генералов, но, наверное, и для самого Игоря Николаевича, назначили министром обороны России. Для тех, кто не в курсе, скажу: Вооруженные силы тогда представляли жалкое зрелище. Кадровым военным месяцами не платили жалование, в войсках пытались наводить "демократический порядок", отчего они еще больше разваливались. И, вопреки новым веянием, Родионов всеми силами пытался сохранить в офицерах традиционный дух патриотизма и государственности. Он оставался на своем посту даже тогда, когда словно в издевку, с него сняли военную форму, сделав гражданским министром обороны.
Автор этих строк в это время служил в газете "Красная звезда". Отлично помню, как с приходом в Минобороны Родионова наша "Звездочка" стала по-настоящему боевой. Там появились рубрики "Так жить и служить нельзя", "Хроника выживающих гарнизонов", а наш главный редактор открыто спорил на страницах газеты с тогдашним министром финансов России - смелость для армейского издания небывалая. Ее быстро оценили военные читатели и ветераны, буквально забрасывающие "Звездочку" откровенными и горькими письмами Родионов и сам чуть ли не ежедневно спорил с высшими чиновниками - все пытался им доказать, что нельзя так наплевательски относиться к армии и военным.
Конечно, многим это не нравилось, что, видимо, в итоге и привело в мае 1997 к отставке Игоря Николаевича. Несколькими месяцами позже в авиагарнизоне Энгельс под Саратовом президент Ельцин разоткровенничался с журналистами, среди которых был и я. Все, что президенту показали летчики, видимо так ему понравилось, что он сказал: "Ну вот, видите, все в нашей армии нормально. А то был тут министр обороны: каждый день у меня на плече плакал - мол, денег у военных нет, армия загибается".
Про "плакал" Ельцин, конечно, преувеличил. Но в том, что генерал Родионов честно докладывал ему о тяжелейшем состоянии Вооруженных сил, нисколько не сомневаюсь. Похоронят Родионова на Военном мемориальном кладбище в подмосковных Мытищах.
Светлая Вам память, Игорь Николаевич!
Досье "РГ"
Игорь Родионов родился в 1936 году в селе Куракино Сердобского района Пензенской области. На военной службе с 1954-го. Окончил Орловское танковое училище (1957 г.), Военную академию бронетанковых войск (1970 г.) и Военную академию Генерального штаба (1980 г.).
Командовал танковым взводом, ротой, был заместителем командира танкового батальона. Потом армейская судьба закинула в пехоту. Родионова назначили сначала командиром мотострелкового полка, а в мае 1975 года комдивом.
Спустя пять лет он - командир армейского корпуса, еще через три года - командующий 5-й армией. С апреля 1985-го по апрель 1986-й - служба в Афганистане. С апреля 1988 года по август 1989-го Родионов - командующий войсками Закавказского военного округа. Потом - начальник Военной академии Генерального штаба.
С июля 1996-го по май 1997 г. - министр обороны Российской Федерации, член Совета обороны и Совета Безопасности РФ В 1996 году Родионову присвоено звание генерала армии.
Награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" 2-й и 3-й степени, медалями.