22.12.2014 00:21
Общество

В Еврейском музее показали фильм про поэта и героя ВОВ Иона Дегена

Состоялся показ фильма про легендарного героя Отечественной Иона Дегена
Текст:  Кирилл Карандюк
Российская газета - Федеральный выпуск: №291 (6563)
Порой кажется, что между нами ходят люди, сошедшие с небес. Их видят не все, только избранные, обладающие даром заглянуть туда, куда взгляд большинства просто не достает. Настоящее счастье и высшая справедливость торжествуют тогда, когда этим избранным удается высветить уникального человека из миллиардов, живущих на земле, чтобы показать остальным: смотрите, это он, он существует!
Читать на сайте RG.RU

В четверг в Еврейском музее и центре толерантности прошел показ фильма Михаила Дегтяря и Юлии Меламид под названием "Деген". Странное, казалось бы, название обозначает фамилию выдающейся личности Иона Лазаревича. "Выдающейся" не потому, что так звучит красиво и значимо, а потому, что такого человека редко можно встретить в жизни - одновременно волевого, сильного, умного, но в то же время простого и от чего-то близкого всем нам, словно родного. Ион Лазаревич - ветеран Великой Отечественной войны, у которого на мундире нет свободного места от наград. Он врач, поэт и, несмотря на свои 89 лет, прекрасно рассуждает, постоянно иронизирует и не расстается со своей пятикилограммовой тростью.

В Еврейском музее и открылся обновленный кинозал

Деген рано повзрослел: сбежал из дома в 16 лет, чтобы записаться добровольцем на фронт. Уже в этом возрасте ему доверяют командование взводом, который никогда впоследствии не отступал. Новая жизнь юного Иона началась тогда, когда он, "положив на бруствер карабин, выбрал самого наглого фашиста и спустил крючок". Ион Лазаревич - танкист-ас, и, по признанию самого Дегена, самая его высокая награда - зачисление в Общество израильских танкистов. Он прошел войну от начала до конца, не раз бывал на волоске от гибели, но "Он" - многозначительно говорит ветеран, указывая вверх, - не раз спасал храброго солдата. После войны - медицинский вуз, свадьба на любимой Люсе, "благодаря которой он и существует", и спустя какое-то время отъезд в Израиль.

Сам Ион Лазаревич присутствовал на показе, и когда он поднялся на трибуну, весь зал рукоплескал стоя. Иначе и быть не могло. Он не только пишет прекрасные стихи, он и говорит как поэт - красиво, емко и осмысленно, а еще ветеран буквально светится неуемной энергией. Кажется, если враг снова поднимет знамя, Деген тут же возьмет оружие и пойдет в атаку.

Картина, посвященная Иону Лазаревичу, прекрасно построена. Вопросы, обращаемые к нему, вслух практически не звучат, зритель слышит только ответы и как бы сам становится журналистом, разговаривающим с героем. Поражает злость при воспоминаниях о фашистах, сжатый кулак и взволнованный голос. Деген говорит так, будто все происходило только вчера. Удивляют и трогают влажные глаза при воспоминаниях о погибших товарищах, эти скупые, но искренние слезы в глазах одного из сильнейших людей мира. А главное, в фильме много детей, весело играющих на танках, при помощи которых воевали товарищи ветерана и он сам. Деген улыбается им, а подрастающее поколение даже не подозревает о том, что живет во многом благодаря этому милому старику.

Картину завершает фраза, которая, пожалуй, является жизненным кредо Иона Лазаревича, которое было бы неплохо всем взять на заметку: "Это было плохое время, но я был в этом времени и должен был оставаться в нем человеком".

История Музеи и памятники Москва Столица