Брать машину в декабре было выгодно всегда, а после нынешнего падения курса рубля и ожидаемого в начале следующего года роста цен - тем более. И сейчас потребители столкнулись с дефицитом предложения в автосалонах.
"Сейчас дилеры либо распродали все имеющиеся в наличии автомобили, либо полностью приостановили продажи. Вопреки прогнозам, которые давались буквально несколько недель назад, потребители начали скупать не только автомобили европейского и американского производства, но и автомобили азиатских и российских производителей, причем всех классов. На складах дилеров автомобили закончились. Небольшие завозы новых автомобилей популярных марок у некоторых дилеров есть, но все автомобили расхватывают "с колес". У тех дилеров, которым новые партии автомобилей пока не поступают от импортеров, продажи временно приостановлены в ожидании новых прайс-листов. Под резервирование автомобили доступны, но в большинстве случаев договор составляется с открытой ценой", - сообщила "РГБ" руководитель проектов "Русского АвтоМотоКлуба" Наталья Акаткина.
"Нынешнее состояние авторынка характеризуется крайней нестабильностью и имеет устойчивую отрицательную динамику во всех его сегментах, - сообщил вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин на XXIII Международной конференции "Автопром-2014", - так, за 10 месяцев этого года рынок уменьшился на 13%, почти на треть упали продажи легких коммерческих автомобилей, автобусов. По грузовикам снижение составило 14,5%, по легковушкам - 11,5%". "Серьезной проблемой стало резкое ухудшение условий кредитования для предприятий - рост стоимости заемных средств и стоимости обслуживания текущего кредитного портфеля, - сообщили "РГБ" в Группе ГАЗ, - рост валютного курса приводит к удорожанию импортных комплектующих. Хотя этот же фактор является выигрышным при экспорте".
Если бы не поддержка со стороны государства, масштабы бедствия отрасли могли бы быть более серьезными. В этом году производители автомобилей и их компонентов получили бюджетные субсидии в 4,3 млрд руб. на компенсацию части процентной ставки по кредитам, рассказал замглавы минпромторга Андрей Дутов. Субсидирована перевозка из ДвФО в западную часть страны 40 тыс. авто на сумму 3 млрд руб. Регионам на закупку автобусов и коммунальной техники, работающей на газомоторном топливе, выделено 3,7 млрд руб. Увеличены закупки отечественных машин органами госвласти (сумма заказа - 2,6 млрд руб.). Ну и наконец, программа утилизации, запущенная 1 сентября, позволила к 1 декабря продать 146 тыс. авто, причем на вложенные государством в программу 10 млрд руб. к концу года ожидается отдача 12,5 млрд руб. налогов разных видов. "При таком экономическом раскладе программа утилизации должна действовать постоянно", - считает руководитель отдела аналитики НП "Руслом.ком" Михаил Родионов.
В то же время эксперты уверены: упомянутые меры вполне действенные, но - увы! - несколько запоздалые, поскольку российский авторынок начал плавное снижение еще в 2013 году и окончательно рухнул в июле-августе нынешнего: минус 26%. А та же программа утилизации стартовала лишь осенью, хотя о необходимости ее возобновления говорили с начала года.
По словам президента ассоциации "Российские автомобильные дилеры" Владимира Моженкова, снижение продаж на 1 тыс. машин в год приводит к разорению одного дилера. В этом году спад продаж авто на отечественном рынке составит около 300 тыс. ед. Уже закрылись 311 дилерских центров. Сворачивают деятельность в России бренды "Додж" и "Крайслер", с 1 января нас покидает "Сеат" - при этом деньги, вложенные с создание дилерских сетей, для инвесторов безвозвратно потеряны.
"В первом квартале 2015 года падение рынка может достичь 20-25%, - считает замгендиректора компании "АСМ-холдинг" Александр Ковригин, - здесь все как раз будет зависеть от аппетитов производителей и дилеров".
"На уровень 2012 года (2,6 млн легковых и 200 тыс. грузовых авто) российский рынок выйдет не раньше 2020-го, да и то с большим трудом", - уверен эксперт консалтинговой фирмы "Роланд Бергер" Эдуард Черкин.