23.12.2014 00:49
Экономика

Российскому авторынку предсказали рост через пять лет

Текст:  Ирина Фурсова
Российская Бизнес-газета - : №49 (978)
Неповоротливый российский авторынок, находящийся в расслабленном состоянии из-за спада продаж в течение длительного времени, оказался не готов к ажиотажному предновогоднему спросу.
Читать на сайте RG.RU

Брать машину в декабре было выгодно всегда, а после нынешнего падения курса рубля и ожидаемого в начале следующего года роста цен - тем более. И сейчас потребители столкнулись с дефицитом предложения в автосалонах.

Европейский авторынок вырос на 1,8%

"Сейчас дилеры либо распродали все имеющиеся в наличии автомобили, либо полностью приостановили продажи. Вопреки прогнозам, которые давались буквально несколько недель назад, потребители начали скупать не только автомобили европейского и американского производства, но и автомобили азиатских и российских производителей, причем всех классов. На складах дилеров автомобили закончились. Небольшие завозы новых автомобилей популярных марок у некоторых дилеров есть, но все автомобили расхватывают "с колес". У тех дилеров, которым новые партии автомобилей пока не поступают от импортеров, продажи временно приостановлены в ожидании новых прайс-листов. Под резервирование автомобили доступны, но в большинстве случаев договор составляется с открытой ценой", - сообщила "РГБ" руководитель проектов "Русского АвтоМотоКлуба" Наталья Акаткина.

"Нынешнее состояние авторынка характеризуется крайней нестабильностью и имеет устойчивую отрицательную динамику во всех его сегментах, - сообщил вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин на XXIII Международной конференции "Автопром-2014", - так, за 10 месяцев этого года рынок уменьшился на 13%, почти на треть упали продажи легких коммерческих автомобилей, автобусов. По грузовикам снижение составило 14,5%, по легковушкам - 11,5%". "Серьезной проблемой стало резкое ухудшение условий кредитования для предприятий - рост стоимости заемных средств и стоимости обслуживания текущего кредитного портфеля, - сообщили "РГБ" в Группе ГАЗ, - рост валютного курса приводит к удорожанию импортных комплектующих. Хотя этот же фактор является выигрышным при экспорте".

Авторынок России уступил по продажам лишь Германии

Если бы не поддержка со стороны государства, масштабы бедствия отрасли могли бы быть более серьезными. В этом году производители автомобилей и их компонентов получили бюджетные субсидии в 4,3 млрд руб. на компенсацию части процентной ставки по кредитам, рассказал замглавы минпромторга Андрей Дутов. Субсидирована перевозка из ДвФО в западную часть страны 40 тыс. авто на сумму 3 млрд руб. Регионам на закупку автобусов и коммунальной техники, работающей на газомоторном топливе, выделено 3,7 млрд руб. Увеличены закупки отечественных машин органами госвласти (сумма заказа - 2,6 млрд руб.). Ну и наконец, программа утилизации, запущенная 1 сентября, позволила к 1 декабря продать 146 тыс. авто, причем на вложенные государством в программу 10 млрд руб. к концу года ожидается отдача 12,5 млрд руб. налогов разных видов. "При таком экономическом раскладе программа утилизации должна действовать постоянно", - считает руководитель отдела аналитики НП "Руслом.ком" Михаил Родионов.

Lada Granta стала самым продаваемым автомобилем в России

В то же время эксперты уверены: упомянутые меры вполне действенные, но - увы! - несколько запоздалые, поскольку российский авторынок начал плавное снижение еще в 2013 году и окончательно рухнул в июле-августе нынешнего: минус 26%. А та же программа утилизации стартовала лишь осенью, хотя о необходимости ее возобновления говорили с начала года.

По словам президента ассоциации "Российские автомобильные дилеры" Владимира Моженкова, снижение продаж на 1 тыс. машин в год приводит к разорению одного дилера. В этом году спад продаж авто на отечественном рынке составит около 300 тыс. ед. Уже закрылись 311 дилерских центров. Сворачивают деятельность в России бренды "Додж" и "Крайслер", с 1 января нас покидает "Сеат" - при этом деньги, вложенные с создание дилерских сетей, для инвесторов безвозвратно потеряны.

"В первом квартале 2015 года падение рынка может достичь 20-25%, - считает замгендиректора компании "АСМ-холдинг" Александр Ковригин, - здесь все как раз будет зависеть от аппетитов производителей и дилеров".

"На уровень 2012 года (2,6 млн легковых и 200 тыс. грузовых авто) российский рынок выйдет не раньше 2020-го, да и то с большим трудом", - уверен эксперт консалтинговой фирмы "Роланд Бергер" Эдуард Черкин.

Товары и цены