Особняк Ливчака у многих ульяновцев ассоциируется с названием "Дом актера": в середине 80-х он был передан Союзу театральных деятелей России. После развала Союза одно из красивейших зданий города из-за отсутствия средств долгое время не ремонтировали. Дом сильно обветшал. Еще немного, и Ульяновск потерял бы архитектурную жемчужину. Однако особняк перешел в ведение мемориального музея-заповедника "Родина В.И. Ленина". Для того, чтобы восстановить памятник, потребовалось четыре года: в здании заменили все инженерные системы, кровлю, сгнившие окна и деревянные полы, восстановили утраченные элементы лепнины, интерьеров и фасадов.
Реставрация проходила по всем канонам: из керамической плитки, выполненной по исторической технологии, специалисты воссоздали участки плиточных полов, по старым образцам отлили бетонные подоконники, покрыли стены линкрустом. Даже латунные ручки и шпингалеты выполнены по старым образцам в столичных мастерских.
- Для меня особо важно и дорого то, что нам удалось восстановить плафоны в трех парадных помещениях - гостиной, малой гостиной и столовой. То, что это сделали, без преувеличения великое достижение: Федор Осипович использовал при их создании 19 цветов и пять видов золота. Мы можем гарантировать, что получилось именно так - цвет в цвет и тон в тон, как было у Ливчака, - говорит директор музея-заповедника Ирина Котова.
Знаменитый симбирянин, как и все архитекторы того времени, проектировал в своем доме все - от мебели до одежды, в которой ходили женщины. Его рабочее место стало центром экспозиции "Мастерская Ф.О. Ливчака". В отличие от классических выставок, здесь разрешается то, что нельзя сделать в большинстве музеев - посидеть на диване для гостей, достать из старинного тубуса чертежи с проектами, попробовать поработать с линейкой, которыми пользовались архитекторы того времени.
- Это живое место, где мы хотим дать возможность посетителям почувствовать себя в гостях у великого архитектора. Очень большой объем материалов посвящен строительству из бетонных огнеупорных пустотелых блоков. Патент на это изобретение у Ливчака хотели купить американцы, однако он отказался это сделать, был уверен, что вернется в Симбирск и продолжит начатое, - рассказывает Котова.
Судьба архитектора трагична: в 1918 году он уехал из Симбирска и спустя год умер в Омске от сыпного тифа - заразился во время ремонта госпиталя, который был переполнен больными. Федору Осиповичу был всего 41 год. В Симбирске, а также других российских городах он оставил несколько красивейших, запоминающихся, необычных зданий, которые сегодня считаются классикой модерна.
Необычным оказалось и музейное наполнение особняка архитектора. Помимо мастерской, в доме разместились экспозиции, рассказывающие об истории симбирского театра и синематографа, где также имеется масса интерактивных "приятностей" - можно попробовать себя в роли суфлера и даже "надеть" сценический костюм в виртуальной примерочной.
Кстати
В доме Ливчака открывается единственное в России представительство Государственного центрального театрального музея имени Бахрушина. Столичные коллеги привезли в Ульяновск уникальную экспозицию, которая органично вписалась по смыслу. Сам Ливчак и его супруга были театралами, в их доме ставились домашние спектакли.
- Так далеко и так надолго наши экспонаты в последнее время не выезжали, - говорит заместитель директора музея имени Бахрушина Александр Рубцов. - В экспозицию вошли, в общей сложности, более ста вещей: это раритеты - макеты постановок начала века, картины, фотографии, подаренные Бахрушину знаменитыми актерами, с признаниями в любви к его труду. А также личные вещи - например, балетные туфельки знаменитой балерины Марии Тальоне, которая первой встала на пуанты - в них она выходила на сцену в XIX веке…
Столичная экспозиция "пропишется" в доме Ливчака на пять лет. Кроме этого, есть договоренность. что музей имени Бахрушина будет каждый квартал привозить выставки, которые разместятся в разных залах ульяновского музея-заповедника.