Когда вглядываешься в лица людей, запечатленных фотографами "Огонька", в лицах наших далеких пращуров, которых мы никогда не видели живыми, а также дедушек, бабушек, пап и мам, тех, кто вырастил и воспитал нас, понимаешь, как остро они переживали это предвосхищение праздника, быть может именно потому, что жили значительно труднее и хуже нас. На их долю выпали такие исторические катастрофы, которые и не снились моему поколению, - революции, репрессии, войны. Но они не хотели воспринимать свое бытие как проклятье. Для людей, переживших двадцатый век в России, жизнь становится особой ценностью.
На праздничных фотографиях они вовсе не выглядят смешными или ущербными, и не только потому, что мы любим их. Человеческая память, как правило, старается сохранить лишь то, что помогало выживать, а вовсе не ту мерзость истории, которая самонадеянно пыталась сломить человека, вытравить его человечность. В конце концов, борьба добра со злом происходит в каждом из нас. И если бы зло победило, человечество давно уже перестало существовать. Мой старинный знакомый, сын репрессированного в 1937 году Акмаля Икрамова, замечательный детский писатель Камил Икрамов, с 15 до 28 лет, с 1943-го по 1955 год, сидел в самых разных лагерях огромной советской страны, - но всегда вспоминал о своей украденной, как мне казалось, молодости как о счастливейшей поре жизни. Когда он рассказывал обо всем с ним произошедшим, то он говорил об этом так, будто не встречал на своем лагерном пути ни одного дурного человека, не говоря уже о мерзавцах и садистах. Камил вовсе не был блаженным всепрощенцем, он просто знал цену и могущество добра. Цену и могущество жизни. Которая важнее любых идеологических догм. "Жизнь выше идей", - автор "Фауста", Иоганн Вольфганг фон Гёте не случайно любил повторять эти слова.
В один из предновогодних дней в резиденции посла России во Франции собрались замечательные художники, прославившие нашу страну во второй половине ХХ столетия, - Эрик Булатов, Оскар Рабин, Олег Целков, Владимир Янкилевский. Уж они-то могли пожаловаться на гонения, которые обрушила на них советская власть, - но речь шла совсем о другом: о радости творчества, которое наполняет жизнь особым смыслом. И о жизни как таковой, которая бесценна сама по себе.
Как всегда, в предпраздничные дни Московский театр мюзикла чаще всего играет музыкальное обозрение "Жизнь прекрасна!". Мы показываем его нашей публике и в нынешнем декабре. Понятно, у нас были серьезные опасения, что зрители, как говорится, проголосуют ногами, почувствовав неуместность столь легкомысленного отношения к их нынешним житейским проблемам. Но мы явно недооценили стойкость наших сограждан, их неутоленную жажду праздника. Их готовность смотреть на жизнь с лучшей ее стороны. Их готовность ей радоваться как высшему благу. Несмотря ни на что.
Уверен, что уходящий год, в конце концов, останется в памяти тем лучшим, что мы пережили вместе. Конечно, никуда не денется боль за людей, погибших на востоке Украины, за сотни тысяч беженцев, покинувших районы боевых действий, их родные и обустроенные дома, разрушенные войной. Но во время гастролей в Крыму на наши легкомысленные спектакли приходили беженцы из Донбасса и пели вместе со всеми так, будто их жизнь по-прежнему безоблачна и прекрасна. И не сдерживали слез, когда зал и сцена сливались в едином хоре: "Мы вернулись домой, в Севастополь родной..." Поверьте, я не настолько наивен, чтобы восславить волшебную силу искусства. Но всегда готов с благоговением восхититься могуществом и волшебством человеческой жизни. Ее неистребимой мудрости и сердечности.
Уходящий год останется в нашей памяти многими прекрасными событиями: зимней Олимпиадой в Сочи и 250-летием Эрмитажа, 100-летием Камерного театра, 90-летием "Мосфильма", 10-летием "Крещендо" под руководством Дениса Мацуева, возвращением труппы петербургского Большого драматического театра в свое историческое здание и удивительным "Вишневым садом" Льва Додина в Малом драматическом, победами фильмов Андрея Звягинцева, Андрея Кончаловского, Александра Котта на самых престижных кинофестивалях, юбилеями Алисы Фрейндлих, Елены Образцовой, Михаила Пиотровского, Владимира Спивакова...
Праздники не обманывают людей. Они открывают жизнь с той возвышенной стороны, которая сопротивляется повседневности. Они открывают в нас ту человечность, о которой мы нередко забываем в суматохе буден. Поэтому не надо стесняться праздников - в эти праздничные дни мы становимся лучше.