Практика подобных документов показывает, что срок их действия растягивается на многие годы. Глава МИД РФ Сергей Лавров предупредил, что закон способен "надолго подорвать двусторонние отношения". Напомним, что закон также наделяет американского лидера правом поставлять Киеву вооружения и военную технику. В таких непростых условиях Брюсселю, Вашингтону и Москве предстоит поиск новой модели отношений.
Так справедливо ли говорить о новой "холодной войне"? Чем является Россия для США сегодня: угрозой, как о ней отзывался президент Барак Обама, или потенциальным партнером? Что будет означать указанный закон для отношений Вашингтона и Москвы, кризиса на Украине? Смогут ли Белый дом и Кремль найти точки соприкосновения? На эти вопросы на пороге нового года для "РГ" ответили эксперты ведущих американских "фабрик мысли".
Мэттью Рожанский, директор института Кеннана по России и СНГ в Центре Вудро Вильсона (Kennan Institute, Woodrow Wilson Center):
Называть состояние двусторонних отношений новой "холодной войной" - ужасная провокация. Война подразумевает концентрацию всех сил против врага. Однако у американского народа нет намерений побеждать Россию, ее здесь не воспринимают в таком качестве.
Происходящее является следствием давних и неразрешенных противоречий между Вашингтоном и Москвой, прежде всего на постсоветском пространстве. Возросли глубина и качество разногласий, но принципиально нового в них нет.
Что касается "Акта о поддержке свободы на Украине 2014", то нельзя не согласиться, что он является долгосрочным. Это правило американской политической системы. Отмечу, что президент Барак Обама, подписывая документ, обозначил отсутствие намерений сразу вводить новые санкции в рамках этого закона, который, кстати, не обязывает, а лишь разрешает такой шаг. Это важно.
Пока, к счастью, Белый дом не выражал намерений передавать вооружения Киеву и, в целом, не поддерживает идею массовых поставок туда оружия и техники. Вероятно, в администрации есть сомнения в том, что украинским военным вообще нужно дополнительное оружие. Такой шаг был бы скорее важен как демонстрация политической поддержки.
Надеюсь, что в следующем году у России и США несмотря на разногласия найдутся сферы, где можно будет продолжать диалог и сотрудничество, как, например, ядерное нераспространение. Однако сейчас предсказывать что-либо трудно.
Джеффри Мэнкофф, заместитель руководителя программы по России и Евразии Центра стратегических и международных исследований США (Center for Strategic and International Studies):
Мне не нравится сравнение с "холодной войной", которая была глобальным противостоянием, основанным на идеологических противоречиях. Сегодняшний кризис менее масштабен и скорее является проблемой евробезопасности.
Является ли Россия угрозой для США? В абстрактном смысле да, как держава со значительным арсеналом ядерного оружия. В отношениях России и США сейчас дефицит доверия. Значит ли это, что пора прятаться в бомбоубежище? Наверное, нет.
Если говорить о перспективах сотрудничества в отдельных областях, то пока сохраняется взаимодействие по кампании в Афганистане, иранской ядерной программе (ИЯП), урегулированию конфликта с Сирии, нераспространению ядерного оружия. По ИЯП основной диалог идет между Вашингтоном и Тегераном, однако Москва способна помочь достижению договоренностей. Что касается Сирии, то сейчас проблема Башара Асада уже не главная для США, что несколько ближе к позиции Кремля. России, вероятно, предстоит сыграть роль одного из гарантов процесса политической трансформации в Сирии.
Вопрос Крыма постоянно не будет доминирующим фактором в двусторонних отношениях и не является препятствием для диалога в целом.