30.12.2014 00:42
Экономика

Эксперт: Чиновникам нужно научиться тонко взаимодействовать с бизнесом

Госструктурам привычнее работать по старым схемам при освоении бюджетных средств
Российская Бизнес-газета - Государственно-частное партнерство: №50 (979)
ГЧП в широком понимании представляет собой взаимовыгодное сотрудничество государственных структур и бизнеса для выполнения своих обязательств перед населением в социально значимых отраслях жизнеобеспечения на равных или равнозначных условиях. Это понимание ГЧП практически точно отражено в реализации проектов ряда европейских стран и США, но не соответствует действительности в России. За рубежом ГЧП доказало свою жизнеспособность и эффективность. Так, почти 30% сервисных служб большинства мировых держав (США, Германии, Дании и др.) работает по принципу ГЧП. Самый масштабный пример - проект США, в который вовлечены практически все федеральные ведомства страны, так называемый "Акт Антикризисных Мер" (American Recovery and Reinvestment Act).
Читать на сайте RG.RU

После обсуждения конгрессом годового бюджета и с его согласия минфин перечисляет на счет каждого ведомства-участника распланированные бюджетные средства. Далее деньги поступают уже напрямую в виде грантов и кредитов муниципалам, бизнесу, НИИ и т.д. Конечно, если от последних заранее поступили соответствующие обоснованные заявки на получение этих денег. Специально обученный человек в Белом доме - главный инспектор - осуществляет контроль за расходованием средств, а любой человек может ознакомиться с отчетами на специальном сайте и проверить документы на соответствие действительности.

Для московских бизнесменов открыли видеоприемную

Почему на Западе это работает, а у нас нет? Потому что страны с развитой экономической системой заинтересованы в постоянном повышении качества оказываемых населению услуг. Оба участника ГЧП - государство и бизнес - не декларируют необходимость применения партнерства, а реализуют конкретные проекты. При этом бизнес получает прибыль, а государство - качественную и эффективную услугу, которую оно может предложить населению.

Содействуют реализации ГЧП в Европе европейские финансовые институты. Так, непосредственным финансированием ряда крупных проектов занимаются Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк и Европейское отделение Всемирного банка. На уровне государства разрабатываются системы мер по поддержке ГЧП: вспомогательное финансирование, гранты, механизмы переуступки требований и освобождения от ответственности. Важно, что возникающая задолженность ГЧП не является государственным долгом для страны.

Для оценки финансовых рисков существующих проектов ГЧП используются рейтинги возврата задолженности, которые закладывают основу для развития вторичного финансового рынка для объектов партнерства.

Большинство западных проектов, таких как реконструкция крупнейшего в Европе хаба - аэропорта во Франкфурте-на-Майне, эксплуатация Эйфелевой башни, строительство автобана SB в Греции, скоростной железной дороги в Нидерландах, реализуется по простым и понятным для участников правилам игры.

Государством сформулированы четкие цели проекта, реальна политическая, финансовая и юридическая поддержка правительства. Процедуры по налогообложению, тарифам, разрешительной системе, контролирующим органам прозрачны. Организована эффективная структура проекта, проработана законодательная база, приняты современные методы управления в госучреждениях. Создан специализированный орган по ГЧП, обеспечена высокая степень ответственности каждой стороны, участвующей в ГЧП.

Бизнес-образование станет более востребовано в кризис

Ситуация в России с реализацией ГЧП пока оставляет желать лучшего. По сути, не работает ни один из вышеперечисленных принципов успеха. Единого федерального закона пока не принято, хотя большинство регионов разрабатывает и принимает собственные законопроекты о ГЧП.

При реализации проектов ГЧП бизнес сталкивается с огромными трудностями, которые приходится решать экспериментально, методом проб и ошибок. Во-первых, ряд проектов не имеет прецедентов в своей отрасли. Даже те схемы, которые реализуются, на бумаге и в головах выглядели совсем иначе. И пока они будут исчисляться единицами и не будет наработанного опыта по их созданию, еще многим и многим участникам ГЧП придется потратить не один год для их качественной проработки и создания. Оптимальное решение в этой ситуации - дорожная карта схем проектов, которая находится в открытом электронном доступе.

Кроме того, у госструктур нет желания работать в новом формате. Степень коррупционности во взаимодействии власти и бизнеса сегодня очень высока. Чиновникам удобнее и привычнее работать по старым схемам, особенно когда речь идет об освоении бюджетных средств. Более того, та же схема "взаимодействия" легко переносится и на механизм ГЧП: в приоритете личная выгода от проекта, собственные интересы, принуждение реализовывать не интересные бизнесу проекты, нежелание трезво оценивать социальную значимость и необходимость того или иного проекта. Как следствие этого - при реализации плана предпочтение отдается зачастую бюджетной модели финансирования.

Это во многом предопределено еще и недостаточным уровнем компетенций со стороны представителей госструктур в вопросах ГЧП. Сегодня образование, которые получают госслужащие, во многом ориентировано еще на советский подход. Поэтому чиновники в большинстве своем не умеют мыслить проектами, не умеют тонко и глубоко взаимодействовать с бизнесом, выстраивать партнерские отношения, а не оказывать давление и показывать свое превосходство. Главное - не умеют и не хотят нести ответственность за свою работу. За последние годы наметилась тенденция смены прежнего состава министерств молодыми, энергичными, современными управленцами, но их, к сожалению, пока единицы. Эффективным решением может стать привлечение менеджеров и управленцев из компаний на работу в госструктуры, которые могли бы отстаивать принцип и преимущества работы в формате ГЧП.

Целесообразно создать специальные органы по подготовке, запуску и управлению проектами ГЧП в каждом региональном центре. В их компетенции - отбор, оценка и анализ проектов, их значимость для экономики региона и страны, утверждение проектов и организация конкурсов, контроль за реализацией проектов.

Надежда Коротовских, генеральный директор "Восточно-Европейской управляющей компании"

Бизнес