13.01.2015 16:45
Общество

Семь советских явлений, о которых мало что слышали на Западе

Текст:  Алексей Иванов
В прошлом году в России возродили спортивные нормы ГТО. В связи с этим "РГ" решила вспомнить другие советские явления, так или иначе оставшиеся в нашей жизни, и мало знакомые жителям западных стран.
Читать на сайте RG.RU

Кирзовые сапоги

Эта обувь стала настоящим символом советской армии, тогда как в войсках западных стран используют, как правило, ботинки. В последнее время неоднократно звучали заявления, что и российских солдат пора переобувать, однако полностью отказываться от "кирзы" в Министерстве обороны пока не планируют.

О каких вещах родом из СССР не слышали на Западе

Считается, что первая кирза как материал была изобретена в Российской империи в начале XX века, из нее изготавливали конскую амуницию, которая успешно показала себя в ходе Русско-Японской войны. Однако привычные нам кирзовые сапоги появились в советской армии только в Великую Отечественную войну, когда остро встал вопрос нехватки кожи для производства обуви. Усовершенствованная советскими учеными кирза не пропускала влагу, хорошо сохраняла тепло, а сапоги получались относительно легкими и прочными. В сочетании с портянками эта обувь стала незаменимой для солдат на многие десятилетия. Кроме того, прошедшие службу мужчины со знанием дела надевают кирзовые сапоги во время походов в лес на охоту и за грибами.

Конечно, главный плюс такой обуви - дешевизна по сравнению с кожаной. Минусов также хватает. В частности, солдаты-новички, не умеющие правильно наматывать портянки, нередко стирают сапогами ноги в кровь. Многие жалуются, что летом в них слишком жарко, да и с непривычки, по сравнению с гражданской обувью, сапоги кажутся тяжелыми и громоздкими. Однако по соотношению цена-качество, а также по универсальности эта обувь по-прежнему даст фору многим видам амуниции.

Квас и березовый сок

В конце прошлого года вопрос о возвращении квасу статуса национального напитка вновь был поднят на государственном уровне благодаря пресс-конференции Владимира Путина. Журналист кировской газеты "РепортерЪ" Владимир Маматов обратился к президенту с просьбой о поддержке отечественных производителей кваса, на что президент пообещал помочь бизнесменам занять свою долю рынка.

Действительно, квас считается исконно русским напитком, хотя он известен многим славянским народам. При желании его можно сделать как безалкогольным, так и вполне себе хмельным (отсюда и глагол "квасить"). В советские годы квас стали продавать в розлив из знаменитых желтых бочек, летом их можно встретить на улицах многих городов и сейчас, хотя масштаб, как говорится, уже не тот. Отчасти это связано с открытием рынка для западных производителей, которые заполонили полки магазинов своими прохладительными напитками.

Андрей Манский: Продвижение национальных напитков требует господдержки

Несмотря на то, что многие иностранцы, бывавшие в России и СССР, отмечали необычный вкус кваса и его бодрящие свойства, распространения на Западе он не получил. Квас часто называют русской "Кока-колой", и примечательно, что именно эта компания в 2010 году попыталась продвинуть напиток на западный рынок. Он поступил в продажу в бутылках по 0,5 литра и стоил 2,49 доллара, но сказать, что квас завоевал сердца иностранных потребителей по-прежнему нельзя.

Но куда более экзотичным для жителей западных стран является другой наш напиток - березовый сок. В небольших объемах его производят в Северной Европе, Канаде и США, но такого распространения, как в России и бывшем СССР, он не получил нигде. В Советском Союзе березовый сок производили тысячами тонн, продавали, как правило, в трехлитровых банках. Считается, что он полезен при болезнях пищеварительного тракта, почек, а также может использоваться в косметических целях, в частности, как омолаживающее средство для кожи. Известно, что на березовом соке настаивали и сухие вина, делали из него березовый квас. В последние годы производство сока пришло в упадок, отчасти это связано с его не ярко выраженными вкусовыми качествами.

Впрочем, интерес к напитку постепенно возрождается, причем не только в России. Известно, что на Аляске из сока делают березовый сироп по аналогии с кленовым, а всезнающие британские ученые пришли к выводу, что березовый сок полезнее для здоровья, чем кокосовый.

Ватник

Семь советских явлений, о которых мало что слышали на Западе

Ватник, он же телогрейка, стал использоваться в советской армии с 30-х годов прошлого века, хотя известно, что русские военные части, в основном на Кавказе, знали этот вид одежды и в XIX веке. По одной из версий, его прототипом стал стеганый среднеазиатский халат, который укоротили, чтобы он был более удобен в бою.

Массовое производство ватников началось во время Великой Отечественной войны, этот вид одежды отличался простотой и дешевизной по сравнению с шинелями. В сырую погоду сверху надевалась плащ-палатка. Ватники оказались незаменимы в зимнее время и позволили бойцам Красной армии гораздо легче пережить холода по сравнению с немецкими войсками.

Позже телогрейки стали активно использоваться в качестве униформы для работников коммунальных служб, осужденных в лагерях, да и в других сферах, где предполагалась работа на улице зимой.

"Что? Где? Когда?" и "Брэйн ринг"

Телевикторины стали популярны на Западе в начале 1960-х, одной из самых известных, пожалуй, является Jeopardy! ("Рискуй!", ее аналог в России - "Своя игра"). Почти все они представляли собой интеллектуальное соревнование игроков друг с другом или со зрителями, где победитель мог рассчитывать на денежный приз.

На советском телевидении родились свои игры разума, построенные на иных принципах, но, тем не менее, завоевавшие любовь зрителей. 4 сентября 1975 года в эфире появился первый выпуск "Что? Где? Когда?" (ЧГК), однако привычный нам вид игра обрела лишь спустя несколько лет. В отличие от западных викторин, здесь за победу в состязании с телезрителями боролась команда знатоков из шести человек. Они должны были совместно с помощью минутного мозгового штурма ответить на вопросы зрителей. Из призов, как правило, - только книги, в качестве бонуса - всесоюзная известность.

Как сложилась жизнь самых известных знатоков из телеигры "Что? Где? Когда?"

В 1991 году знатоки и телезрители впервые стали получать деньги за заработанные очки. Однако уже спустя 10 лет игра вновь вернулась к истокам: денежные призы сохранили только для авторов вопросов, а члены элитарного клуба продолжили "ломать головы" исключительно из любви к искусству. Ну и ради престижа, конечно: кому же не хочется прослыть самым умным?

ЧГК стало настоящим феноменом, кроме телеверсии появилась и спортивная разновидность, когда команды знатоков соревнуются не со зрителями, а друг с другом. Сейчас проводятся многочисленные чемпионаты вузов, городов, стран и даже мира, а также соревнования среди школьников, студентов, взрослых. Самое удивительное, что за свои победы знатоки спортивного ЧГК практически не получают никаких призов, а даже наоборот, тратят свои деньги на аренду помещений, оплату работы авторов вопросов и т.д.

В 1990 году отец-основатель ЧГК Владимир Ворошилов запустил на телевидении еще одну интеллектуальную игру - "Брэйн-ринг". На этот раз между собой соревновались две команды знатоков, задачей которых было правильно ответить на вопрос быстрее соперника, тем самым лишив его шанса заработать очки. Пусть "Брэйн-ринг" уступает в популярности ЧГК, он все равно прочно занял свое место в телеэфире и также пошел в народ.

Несмотря на то, что в ЧГК и "Брэйн-ринг" сегодня играют по всему миру, занимаются этим, как правило, только выходцы из бывшего СССР, а вопросы пишутся в основном на русском языке. Для жителей западных стран эти игры остаются чем-то малопонятным.

Трехлитровый бидон

Бидон как тару для хранения и перевозки жидкостей изобрели не у нас и используют во многих странах. Однако лишь в бывшем СССР получили широкое распространение трехлитровые бидоны для личного пользования.

Какие вещи ушли из нашего быта

На Западе, начиная с 1950-х годов, стала активно внедряться одноразовая упаковка для жидкостей - сначала картонная, а потом и пластиковая. Эти материалы были дешевле стекла, а также более удобны для транспортировки. В Советском Союзе их тоже использовали, но вместе с этим было принято многие напитки продавать в розлив, в том числе из-за экономии на упаковке. Это относилось к молоку, квасу, пиву - для всего этого прекрасно подходил металлический бидон. Кроме того, он использовался для перевозки ягод, сыпучих продуктов - круп, макарон.

По сведениям BBC, сейчас на Западе зарождается анти-упаковочное движение, во многих странах стали появляться магазины, где продукты продают на развес или в розлив в тару покупателя. Главное соображение тут - забота об экологии, люди не хотят загрязнять окружающий мир горами пластиковых бутылок. Пока это движение не стало массовым, но кто знает, может быть пройдут годы и советский бидон вновь будет востребован.

 
 
История