Однако освоить разборчивый западноевропейский рынок черногорцам не удалось. Туристические компании констатировали, что представителей Старого Света на адриатических пляжах этой страны не стало больше. Зато количество россиян и граждан других государств СНГ, побывавших в минувшем году на черногорских курортах, заметно сократилось. Впервые за несколько лет они оказались на втором месте, позволив обойти себя отдыхающим из соседней Сербии. При этом туроператоры предупреждают, что поток туристов из России в 2015 году может совсем иссякнуть, если необходимые меры не будут приняты.
С этими выводами согласны и сами владельцы черногорских гостиниц, ресторанов и магазинов, по обоюдному мнению которых, русские были сами лучшими и желанными клиентами. "Российских туристов в прошедшем году было значительно меньше, и неудивительно, что наши доходы упали", - признает председатель туристического сообщества Черногории Жарко Радулович, являющийся совладельцем элитного отеля в Бечичах.
Свои соображения туроператоры одновременно представили и министру туризма этой балканской страны Бранимиру Гвозденовичу. Какова будет его последующая реакция, а именно - сможет ли он повлиять на снижение цен на отдых в Черногории для российских туристов и, если да, то насколько, предстоит узнать уже в недалеком будущем. Гвозденович отметил, что нельзя делать ставку только на традиционные рынки, необходимо открывать и новые. Однако принцип конкуренции цен должен, по его мнению, неукоснительно соблюдаться.
Между тем, в туристических компаниях полагают, что предвзятая ценовая политика и падение курса рубля это - далеко не все причины сокращения числа туристов из России в прошлом сезоне. Свою роль сыграло присоединение Черногории к западным санкциям против нашей страны, а также появление в столице Подгорице плакатов антироссийской направленности. Еще недавно на фоне дружеских отношений между нашими странами такое казалось немыслимым.
По этой причине туроператоры указывают на необходимость комплексного изменения подхода в Черногории к организации бизнеса с российскими клиентами. Наши граждане уже накопили немалый опыт зарубежных поездок и не разучились считать деньги. При этом они в состоянии отличить истинное гостеприимство от мнимого и для своего очередного отпуска предпочесть какое-нибудь другое побережье черногорскому.