Как отметили эксперты на прошедшем недавно в Петербурге форуме "Арктика: Настоящее и будущее", арктические регионы остро нуждаются в специалистах по автоматизации, бурению, техническому аудиту, ГСМ, вентиляции, защите информации, комплектации оборудования. Миграция кадров здесь затруднена, и привлекать их неоткуда. Это уже имеет определенные последствия. Например, на форуме не раз упоминали о возросшей нагрузке на порт Мурманска из-за повышенного запроса нефтегазовых компаний для своих проектов. Мурманску в первую очередь не хватает докеров, так как большую их часть "забрал" себе "Норильский никель", создающий в порту собственный терминал. По словам первого заместителя губернатора региона Алексей Тюкавина, все больше крупных компаний задумываются над размещением здесь своих проектов, но работать просто некому - кадровая потребность измеряется тысячами человек. По словам чиновника, в области рассматриваются проекты по созданию в Мурманске центра профессиональных компетенций, где будут вести переобучение кадров (совместно с "Роснефтью").
По словам директора арктического центра стратегических исследований Северного (Арктического) федерального университета Константина Зайкова, сейчас между странами, имеющими арктические зоны, идет настоящая борьба за сосредоточение именно у себя высокоинтеллектуальных трудовых ресурсов, и для России это вызов.
Исполнительный директор Центра социального развития российского Севера Вера Сморчкова назвала одной из особенностей рынка кадров этих регионов гендерный дисбаланс - для работы там нужны в основном мужчины. "У нас совершенно неэффективно используется потенциал такого бесценного кадрового резерва, как бывшие военные моряки, - считает она. - Это, как правило, адаптированные к условиям севера люди, физически здоровые, и что самое главное - с определенным опытом. Они приходят на такую работу сознательно на длительный срок, в отличие от вчерашних студентов. После службы на северном флоте они могли бы привлекаться на гражданскую службу в сфере судовождения. Но для этого нужно получить лицензию международного образца, а у нас нет структуры, которая бы выдавала этот документ".
Преподаватели морских вузов согласны с тезисом, что военные моряки могут стать будущим Арктики, но подчеркивают: пока не создано никакого звена, помогающего военным перейти на гражданскую службу и адаптироваться к новым условиям. Что касается нынешней подготовки морских кадров для севера, то в образовании полно проблем. В вузах недостаточно практики - нет учебного флота, нет учебных машинных отделений для механиков, отрабатывать навыки негде. Преподаватели петербургского университета морского и речного транспорта им. Макарова отдельно выделили проблему психофизической подготовки кадров для северных морей. Этот показатель вообще никто не берет в расчет, хотя это напрямую связано с безопасностью судовождения, реакцией в сложных ситуациях и ответственностью за чужие жизни. По мнению преподавателей, нельзя подготовить качественные кадры для Арктики без введения "психологического паспорта профессии" - как судоводителя, так и механика.
"Почти все арктические регионы трудодефицитны - будь то Швеция, Канада или Россия, - говорит Ольга Хорева, заместитель заведующего кафедрой управления развитием территорий и регионалистики департамента ГиМУ факультета социальных наук НИУ ВШЭ. - Для решения нужно грамотное сочетание демографической и миграционной политики, поскольку одна проблема характерна для всех - вопросы внутренней миграции. У нас в стране они вне компетенции ФМС, и непонятно, кто должен этим заниматься. Необходима разработка государственной политики трудовой миграционной мобильности, когда регионы общаются между собой, обмениваются данными о рынке труда и "перекидывают" кадры друг другу, исходя из потребностей".