Гадание на карте
Кратчайшая дорога от Костромы до Сочи протяженностью 1968 километров ведет по автотрассам М-8 "Холмогоры" и М-4 "Дон". Основная часть пути проходит по территории ЦФО через Ярославскую, Московскую, Тульскую, Липецкую и Воронежскую области. Однако, как показывает практика, кратчайшее расстояние не всегда бывает скорейшим по времени.
То, что до поездки необходимо изучать не только карты, но и свежие отзывы водителей, мы поняли еще в 2012 году. Тогда, совершая похожий пробег летом, довелось пройти испытание многокилометровыми пробками в районе Воронежа, Ростова и Краснодара. Пожалуй, самой большой неприятностью для нас в тот раз оказалось пересечение поселка Тарасовский в Ростовской области. Преодоление грандиозного затора в нем заняло несколько часов, отняв много физических и душевных сил.
Помнится, вокруг многокилометровой пробки успела сформироваться специфическая инфраструктура. Мальчишки с табличками "объезд" пытались заработать деньги в качестве провожатых, перенаправляя раздраженных путешественников на убитые соседние трассы, а местные коммерсанты наставили вдоль дороги душные вагончики без удобств, за отдых в которых требовали с водителей такой же оплаты, как за апартаменты в отеле экстра-класса.
- В этом году ехать в принципе можно, проверено. Конечно, мы надеялись, что к сочинской олимпиаде приведут в порядок всю трассу "Дон", но полностью ее так и не доделали. В местах заторов обязательно ищите пути объезда, - поделились наблюдениями знакомые, вернувшиеся с Кавказа незадолго до начала нашего путешествия.
Следуя их советам, накануне выезда мы закачали карты маршрута и настроили в смартфонах навигацию с оповещением о пробках.
Дорожные метаморфозы
Из Костромы мы стартовали вечером в пятницу - с таким расчетом, чтобы ночью проскочить проблемные в дневное время Ярославку и МКАД. Известные вдоль и поперек "Холмогоры" проехали легко. Но в Московской области заторов избежать не удалось. Из-за пробок под Тулой пришлось остановиться на ночлег. Придорожный отель порадовал приличным сервисом, наличием охраняемой автостоянки и кафе. Оплата за добротный четырехместный номер для двух взрослых и двух детей составила 2500 рублей.
По нашим наблюдениям, за последние два года федеральная трасса "Дон" сильно изменилась. Почти везде, за исключением, пожалуй, окрестностей Павловска Воронежской области, она стала четырехполосной, большей частью - с очень приличным покрытием. Стало больше удобных развязок, мостов с ночным освещением, на участке в районе Алексеево-Лозовского Ростовской области появилась новая функциональная разделительная полоса с расположенными под углом зелеными заградительными пластинами. Они гасят шум и защищают водителей от яркого света встречных фар, что неоценимо при ночной езде.
Пожалуй, самой приятной новостью стал новый участок в объезд Тарасовского, два года назад представлявшего собой кошмарный сон автомобилиста. Проезжая по новому полотну, мы порадовались, что гигантская пробка и связанная с ней индустрия наживы на автовладельцах приказали долго жить.
Удивила и новая объездная вокруг Воронежа. Два года назад, когда она еще не была введена в строй, обход города-миллионника превращался в настоящую пытку для водителей и пассажиров. Старая узкая трасса явно не справлялась с нагрузкой. Пытаясь поскорее проскочить неприятное место, автомобилисты при полном бездействии ГИБДД разбили все обочины, поднимая столбы пыли и устраивая давку в местах примыкания "альтернативных" трасс. Новая воронежская объездная - удобная, широкая, с искусственным освещением. Жаль, что пользоваться такой дорогой бесплатно автомобилисты смогут недолго - терминалы здесь должны начать работать уже в декабре.
Готовьте ваши деньги
Бытует мнение, что путешествие на своем автомобиле в России - самый дешевый и доступный вид туризма. Но последняя поездка по М-4 заставила нас пересмотреть прежние взгляды. Поводом стала коммерциализация трассы, явно опережающая качество сервиса.
Первое наблюдение: при движении на юг в России заметно дорожает бензин. В Воронежской области цена литра 95-го увеличилась на полтора-два рубля относительно костромских цен, в Ростовской и Краснодарском крае добавлялось еще примерно по рублю. Таким образом, разница в стоимости бака бензина одной и той же машины на севере и на юге составляет порядка 200 рублей. При этом, по субъективным ощущениям, в Воронежской и Ростовской областях чувствуется явный дефицит добротных заправок, оснащенных туалетами и кафе: крупные сетевые АЗС в этих регионах встречали нас очередями.
Вызывает недоумение, что многие придорожные заправки на М-4 до сих пор не имеют банальных "удобств". Вместо нормальных уборных при АЗС, как это принято во всем цивилизованном мире, чья-то заботливая рука настроила вдоль трассы "Дон" домиков из красного кирпича с буквами "М" и "Ж". Однако о том, что их необходимо еще и содержать, владельцы, видимо, забыли. Сегодня их санитарное состояние таково, что инстинкт самосохранения не позволяет зайти туда даже взрослому, не говоря уже о маленьких детях.
Второй момент: если в 2012 году на участке между Москвой и Воронежем был всего один платный участок в районе Задонска Липецкой области, то сейчас их количество выросло в пять раз и, судя по строящимся опорам новых пунктов взимания платы, это не предел.
Проезжая по М-4 в пределах ЦФО, мы были вынуждены сделать две остановки на пунктах взимания платы в Тульской области, еще две - в Липецкой и одну - в Московской. Неприятно поразило то, что даже при наличии восьми-девяти открытых касс все эти объекты автоматически формируют заторы на подступах. Общая сумма, которую водитель легковушки должен оставить на пунктах взимания платы на М-4, сегодня составляет около 300 рублей. Для проезжающих в ночное время действуют скидки - от 10 до 20 рублей. Но чтобы заплатить небольшие (от 10 до 100 рублей) суммы, автомобилисты вынуждены томиться в длинных очередях, которые в итоге воруют уже не минуты, а часы драгоценного времени.
Впрочем, тем, кто не хочет тратить время в пробках у терминалов, Росавтодор предлагает приобрести транспондеры, которые дают возможность безостановочного проезда через терминалы. Однако за это удобство автовладельцам также предлагается заплатить. Транспондер стоимостью 800 рублей активируется при внесении минимального платежа в 500 рублей. При снижении скорости до 30 километров в час деньги за проезд через терминал списываются со счета владельца автоматически.
К сожалению, о дальнейших планах Росавтодора расширения сети платных трасс корреспонденту "РГ" при подготовке статьи узнать не удалось. На письменный запрос в установленные законом "О СМИ" сроки пресс-служба ведомства, несмотря на многочисленные звонки и обращения, так и не ответила.
Обмануть пробку
Личный опыт показал, что, несмотря на продолжающуюся модернизацию трассы "Дон", скорость передвижения по ней для "простых смертных", не имеющих транспондеров, упала. Помимо уже упомянутых простоев на терминалах оплаты много времени отнял постыдно узкий для федеральной трассы двухполосный участок под Павловском, слишком тесные для плотного транспортного потока дороги в окрестностях Ростова и Краснодара, а также множественные участки дорожных работ в приморских зонах.
Любопытно, что на ремонтных участках М-4, где многие спешащие водители грубейшим образом нарушают ПДД, нам не попалось ни одного сотрудника ДПС. Единственным местом, где встретились представители ГИБДД, которые открыто занимались своей прямой работой, "разруливая" пробки, оказались Джубга и Лермонтово. Пожалуй, если бы их коллеги в Ростове, Воронеже и Краснодаре работали аналогичным образом или хотя бы были более заметны на дороге, особенно в местах затруднений, движение по магистрали стало бы быстрее, приятнее и безопаснее.
…Обратный путь мы проложили через Рязань и Владимир, свернув с М-4 после первого пункта оплаты в Липецкой области. Навигатор предупредил, что длина такого маршрута увеличится на 60 километров, однако в итоге время в пути благодаря этому решению сократилось почти вдвое. Часть нашего обратного пути пришлась на участки федеральных трасс М-7 "Волга" и М-6 "Каспий". По сравнению с "Доном" отдельные отрезки этого маршрута выглядели не так презентабельно. Здесь меньше полос движения, асфальт местами похуже, вокруг - не так много кафе и мотелей. Мост через Оку в Рязани поразил дырами с торчащей арматурой, нормальные объезды крупных городов пока не построены. Но огромным плюсом альтернативных трасс оказалось то, что здесь нет такого дикого количества платных участков и связанных с ними искусственных очередей.
P. S.
Для себя мы сделали однозначный вывод: если в следующий раз вновь соберемся на машине в южном направлении, то движение по перегруженной транспортом трассе "Дон" постараемся свести к минимуму. К приему потока туристов эта магистраль в ее нынешнем виде, как показалось, пока не готова.