Среди уголовных дел минувшего года особое место занимают преступления против детей. Какое из них вы бы назвали самым вопиющим?
Юрий Рыжков: В начале марта 2014-го в Костроме пьяный отец убил своего двухлетнего сына. Областной суд в сентябре года приговорил убийцу к 21 году 2 месяцам заключения. Органы предварительного расследования и прокуратуры заняли принципиальную позицию, направленную на привлечение виновных к ответственности, соразмерной тяжести деяния. К сожалению, как показывает практика, суровость наказания как таковая не способна предотвратить совершение преступления. Необходимо осознать неотвратимость ответственности.
В ближайшее время предстанет перед судом мать пятилетней девочки Даши, умершей без медицинской помощи на улице Привокзальной в Костроме. В судах дважды рассматривалось требование лишить пьющую мать родительских прав, оба раза суды отказали. Почему в наши дни возможны такие трагедии?
Юрий Рыжков: Дело в отношении матери погибшего ребенка было направлено в суд в ноябре. Проверка соблюдения требований закона при работе с семьей, в которой воспитывалась Даша, показала, что надежные механизмы выявления детей, подвергшихся насилию в семье, так и не выработаны. Были обнаружены нарушения закона в деятельности органов внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних: мать ребенка, несмотря на привлечение к административной ответственности, не была своевременно поставлена на учет в отделе полиции. Индивидуальная профилактическая работа с ней не проводилась. Органы опеки и попечительства Костромы обращались с иском в суд об ограничении матери в родительских правах, но в удовлетворении требований было отказано. Сотрудник полиции в суде дал свидетельские показания о том, что ситуация в семье нормализовалась. А в действительности она не изменилась.
Вмешиваться в деятельность судов мы не вправе: с вступившими в законную силу решениями прокурору надо или соглашаться, или уходить со службы. Но после этого случая начальнику УМВД России по Костромской области и председателю региональной комиссии по делам несовершеннолетних были внесены представления. Виновные привлечены к дисциплинарной ответственности.
Возвращаясь к вопросу неотвратимости наказания, хотелось бы узнать, почему так часто уголовные дела в отношении власть предержащих оканчиваются ничем? Считаете ли вы правильным, когда чиновник, уличенный в уголовном преступлении, продолжает трудиться на прежней должности?
Юрий Рыжков: Если речь идет об уголовном деле по обвинению главы Красносельского муниципального района в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий, то в ноябре 2014 года Красносельский районный суд вынес постановление о прекращении уголовного дела в отношении главы по части 1 статьи 293 УК РФ (халатность) в связи с истечением срока давности. Прокуратура района, не согласившись с решением, направила в Костромской областной суд апелляционное представление о его отмене и направлении дела на новое судебное рассмотрение. Но поскольку нет окончательного судебного решения, вопрос о досрочном прекращении полномочий главы района не рассматривается, поскольку, согласно Уставу муниципалитета, полномочия главы района прекращаются досрочно в случае вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда. Аналогичным образом мы оспорим и решение Свердловского районного суда Костромы об освобождении от наказания бывшего директора департамента лесного хозяйства Костромской области.
Несколько лет назад в Костроме сложилась конфликтная ситуация между бывшими облпрокурором и губернатором, связанная с отказом последнего уволить с работы своего зама, осужденного за уголовное преступление. Конструктивно ли складывается ваша работа с нынешним руководством области?
Юрий Рыжков: Сейчас взаимодействие прокуратуры с администрацией Костромской области обеспечено на должном уровне. Налажен постоянный обмен информацией о состоянии законности. Во всех заседаниях координационного совещания руководителей правоохранительных органов Костромской области принимают участие представители администрации области, департаментов области.
В областном центре процветает незаконная точечная многоэтажная застройка под видом индивидуальных домов и обман дольщиков. Проблема актуальна с вашей точки зрения?
Юрий Рыжков: Факты нарушения закона в данной сфере мы выявляли неоднократно. К примеру, в Костроме возбуждено два уголовных дела, а по иску прокуратуры Макарьевский районный суд пресек незаконную продажу администрацией Кадыйского муниципального района гражданину земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью более 535 тысяч квадратных метров. В составе участка находилась муниципальная дорога общего пользования. Кроме того, в результате двухлетней работы по искам прокуратуры удалось вернуть незаконно переданные в частную собственность заповедные земли ряда костромских санаториев.
Приходится ли вам лично поддерживать гособвинение в судах?
Юрий Рыжков: Да. Одно из последних уголовных дел связано с незаконным оборотом наркотиков. Поддерживая государственное обвинение в суде, приходится констатировать тот факт, что сегодня у молодежи отношение к наркотикам не как к элементу криминального образа жизни, а как к части некой культуры. В последнее время распространение наркотиков стало очень серьезной бедой в регионе. Если проблема алкоголизма как-то контролируется, решается, то в наркобизнесе постоянно появляются новые виды веществ - "спайсы", "миксы", новые способы доставки зелья потребителю, в том числе бесконтактные. И эта тенденция очень тревожит.
Считается, что прокуроры имеют обыкновение подолгу засиживаться на работе, а в редкие моменты отдыха читают исторические книги. Насколько характерен такой "портрет"?
Юрий Рыжков: Портрет не совсем верный. Главное условие работы в прокуратуре - это преданность закону, профессионализм и порядочность. Абсолютное большинство прокуроров отличается высоким представлением о долге и справедливости. Несмотря на занятость, они находят время для отдыха: посещения театров, музеев, активных занятий спортом. Когда у меня возникает возможность отдохнуть, я прежде всего стараюсь проводить время со своей семьей. Люблю природу, с удовольствием хожу в лес. Но и чтение книг, в том числе и исторических, не остается в стороне. Книги помогают легко найти ответы на актуальные вопросы и принять правильное решение.
По итогам 2014 года Костромская область стала одним из самых "некриминальных" регионов России. При этом работа прокуроров давно не ограничивается поддержкой гособвинения в судах. С чем жители региона обращались в прокуратуру чаще всего?
Юрий Рыжков: Криминогенная обстановка в нашем регионе действительно выглядит достаточно спокойной на фоне других областей. Так, с начала года в Костромской области было зарегистрировано около восьми тысяч преступлений, что вдвое меньше, чем в Ярославской и Ивановской областях. При этом количество обращений граждан в органы прокуратуры не уменьшается. Оно держится на уровне порядка 13 тысяч в год. Хочется отметить, что прием граждан в органах прокуратуры ведется не только на месте с заявителем, но и с использованием современных интернет-технологий, а также видеосвязи. В 2014 году преобладали жалобы по вопросам надзора за исполнением законов, нарушений в сфере ЖКХ, трудового и жилищного законодательства, законов об исполнительном производстве, а также законодательства о несовершеннолетних и защите прав предпринимателей.