16.01.2015 15:15
Экономика

Счетная палата проверила строительство АЭС в России

Текст:  Александр Емельяненков
Перенос ввода первого и второго энергоблоков Ленинградской АЭС-2 на 2015-2017 годы (вместо плановых 2013-2014 гг.) обернется увеличением стоимости строительно-монтажных работ на 4 миллиарда рублей. К такому выводу аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов пришел по итогам плановой проверки целевого использования бюджетных средств, выделенных госкорпорации "Росатом" на строительство АЭС внутри России.
Читать на сайте RG.RU

Материалы проверки уже рассмотрены на коллегии Счетной палаты с участием представителей атомной отрасли. При этом было отмечено, что инвестиционная деятельность "Росатома" в основном соответствовала стратегическим документам, однако ряд показателей не выполнен. В частности, нарушены сроки ввода в эксплуатацию энергоблока БН-800 на Белоярской АЭС: физпуск осуществлен в 2014-м вместо запланированного 2012-го. Не случилось ожидаемого в 2014 году запуска первого энергоблока Нововоронежской АЭС-2, что неизбежно приведет (и уже привело) к подвижкам вправо пускового графика на втором энергоблоке той же станции.

Общий вывод аудиторской проверки в этом отношении таков: строительство новых энергоблоков на Белоярской АЭС, Ленинградской и Нововоронежской АЭС-2 "ведется с превышением от 12 до 38 месяцев утвержденных нормативных сроков, что может привести к удорожанию проектов".

ФСБ занялась съемкой руферов со стройки Ленинградской АЭС-2

Руководитель департамента коммуникаций "Росатома" Сергей Новиков пояснил "РГ", что подвижки в ряде случаев связаны с решениями на уровне правительства РФ. Но общий вывод Счетной палаты о том, что перенос и увеличение сроков сооружения АЭС ведет к удорожанию строительства, они полностью разделяют. Ведь каждый день дополнительно к исходному графику влечёт за собой новые издержки: на содержание персонала подрядных организаций, инфраструктуры строительно-монтажной базы, на более длительное хранение заказанного оборудования, а также дополнительные расходы на оплату привлеченных кредитных ресурсов.

И далеко не всегда корректировки по срокам и общая продолжительность строительства АЭС обусловлены какими-то внутренними - организационными или технологическими - неурядицами у генподрядчика, как это произошло, увы, на строительстве Ленинградской АЭС-2. В иных случаях это внешние, привходящие факторы, связанные с энергетической стратегией и "дорожной картой" развития электроэнергетики. Генеральный директор концерна "Росэнергоатом" Евгений Романов, который присутствовал и выступал на заседании Счетной палаты, привел два таких примера.

Перенос сроков строительства головного энергоблока Нововоронежской АЭС-2 связан с тем, что были изменены приоритеты в развитии электроэнергетики на юге Российской Федерации: вместо нового блока в Воронежской области было принято решение об опережающем вводе в эксплуатацию энергоблока № 3 Ростовской АЭС. И "Ростов-3" уже запущен и подключен к сети. Отсрочка с началом строительства энергоблоков № 3 и № 4 Ленинградской АЭС-2 тоже имеет вполне рациональную причину. По словам того же Романова, специалистам "Росэнергоатома" удалось преодолеть проблемы, связанные с деградацией графитовой кладки на действующих реакторах РБМК. А значит - их ресурс можно подлить, и замещающие мощности в виде третьего и четвертого энергоблоков ЛАЭС-2 потребуются значительно позже.

Есть и причины более высоко порядка. В докладе Валерия Богомолова на коллегии Счетной палаты было отмечено, что решениями правительства РФ бюджетное финансирование долгосрочной (2009-2015) программы "Росатома", направленной на серийное строительство АЭС, было уменьшено на 30 процентов - до 424,6 миллиарда рублей. При этом сроки строительства семи из девяти строящихся в России энергоблоков были, соответственно, сдвинуты.

"Состоявшиеся решения правительства РФ о сдвиге сроков сдачи энергоблоков АЭС, - пояснили в "Росатоме" - обусловлены рядом объективных факторов, в том числе изменениями в прогнозе энергопотребления в сторону уменьшения, решением о переводе энергосистемы Калининградской области в замкнутый режим функционирования, а также изменениями в программе развития электросетевого хозяйства, что привело к сокращению инвестиционных программ Федеральной сетевой компании и концерна "Росэнергоатом".

Констатируя это как неизбежность и подтверждая вывод Счетной палаты о том, что передвижка сроков строительства и ввода крупных объектов неизбежно ведет к их удорожанию, эксперты "РГ" в атомной отрасли отмечают особую важность такого понимания сегодня, когда на фоне сокращения доходов бюджетной системы Минфин России вновь возвращается к пересмотру объемов финансирования госпрограмм.

"В случае со строительством АЭС, - отмечают наши собеседники, - возможная оптимизация бюджетных расходов сегодня обернётся значительными дополнительными расходами федерального бюджета на следующем шаге".

Только факты

Финансирование мероприятий, направленных на серийное строительство энергоблоков атомных электростанций в 2011-2013 гг., суммарно составило 184,8 млрд руб.

Объем незавершенного строительства АЭС в России в 2011-2013 гг. возрос в 2,5 раза, составив 342,6 млрд руб.

Минэнерго России и ГК "Росатом" в 2011-2013 гг. осуществляли некачественное планирование взаимосвязей мероприятий по строительству АЭС и развитию электросетевого комплекса под транспортировку вырабатываемой электроэнергии до потребителей.

Доля заемных средств в общем объеме инвесткапитала концерна "Росэнергоатом" в 2013 году составила 31 процент (63,5 из 205 млрд руб.).

По материалам Счетной палаты

Энергетика Счетная палата Росатом