В Государственном музее архитектуры им. Щусева проходит любопытная выставка под названием "Кузница большой архитектуры". В семи выставочных залах там представлены уникальные экспонаты. Это графика, макеты и фотографии материалов, присланных на архитектурные конкурсы, проходившие в российской столице в 1920-1950 годах. Во время этих конкурсов тогда решался вопрос, какими должны быть гостиница "Москва" в Охотном Ряду и Центральный телеграф на улице Тверской, Библиотека им. Ленина и Концертный зал им. Чайковского, Военная академия им. Фрунзе и здание Академии наук... То есть здания, ставшие спустя десятилетия знаковыми для Москвы. Став за последние четыре года инициатором архитектурных конкурсов, в которых участвуют самые известные зодчие из десятков стран мира, вы рассчитываете получить такой же результат?
Сергей Кузнецов: Результат в виде конкретной постройки важен, хотя многие знаковые для города здания - та же Библиотека им. Ленина или Концертный зал им. Чайковского, - в корне отличаются от проектов, победивших на конкурсах. По разным причинам они были доработаны или даже переработаны. Смысл выставки в музее им. Щусева глубже. Она показывает, что великие произведения архитектуры - а здания, о которые идет речь, действительно безо всяких натяжек являются великими, ибо определяют лицо города, - своим рождением обязаны не столько конкретному автору, сколько определенному профессиональному и творческому процессу. И основным толчком для его развития как раз и стали архитектурные конкурсы, вызвавшие острые общественные дискуссии и подстегнувшие профессиональную конкуренцию. Именно на этой почве зародились идеи, положившие начало мощнейшему направлению в архитектуре и культуре, которым мы гордимся.
Я имею в виду конструктивизм. Да, самые известные постройки этой эпохи, творения Константина Мельникова знают все. Но многим ли москвичам известно, что первым проектом в стиле конструктивизма ярко выступили братья Веснины? И произошло это в ходе конкурса на проект Дворца труда, который должен был быть построен на месте, где позже выросла гостиница "Москва"? Выиграл тот конкурс архитектор Ной Троцкий, но в историю этого так и не реализованного проекта вошли именно братья Веснины как основоположники конструктивизма.
Вы надеетесь, что нечто подобное произойдет и сейчас?
Сергей Кузнецов: Это уже происходит. В ходе прошедших конкурсов очень интересно и ярко проявили себя молодые архитекторы, которых принято называть совсем "зелеными", например, Архитектурное бюро "Мегабудка", выигравшее конкурс на реконструкцию Триумфальной площади, студия MEL SPACE, занявшая третье место в конкурсе на проект Государственного центра современного искусства... А сколько более зрелых команд благодаря конкурсам стали известны не только в профессиональном кругу, но и широкой публике! Это тоже важно, так как помогает формировать общественный интерес к архитектуре. Вспомните, о чем еще совсем недавно писали СМИ? Высмеивали архитектурные нелепости, возмущались сносом памятников истории и культуры и точечной застройкой, обсуждали, что все центральные площадки в городе застраивает один и тот же набор людей, которые давно не в состоянии создать что-то новое. Сейчас же в столице все больше людей, которых архитектура интересует как искусство. Москвичи обсуждают принципы застройки, вместе с городскими властями в ходе публичных слушаний ищут, как избежать повторения прежних перекосов в развитии мегаполиса. Мнения десятков тысяч горожан учитываются при решении судьбы конкретных проектов - например, по результатам обсуждения в мобильном приложении "Активный гражданин". Такой диалог помогает развивать массовый вкус, а не идти у него на поводу.
Требуется время
Все это замечательно. Но критики говорят: конкурсы есть, счет им пошел уже на десятки, а новых зданий, построенных по их результатам, которые украсили бы Москву, нет. Между тем позади четыре года...
Сергей Кузнецов: Активной конкурсной практикой мы занимаемся всего два года. Профессионалы отлично знают, а остальным я позволю себе напомнить, что после объявления результатов конкурса примерно год уходит на проектирование и не менее двух лет занимает стройка. Следовательно, самые первые новостройки, которые будут возведены по проектам, выигравшим архитектурные конкурсы, - такие как ГЦСИ, Третьяковка, Пушкинский музей, Политехнический музей, появятся в 2017-м - 2018-м годах. Быстрее ожидать их наивно.
Новый Пушкинский музей, уверен главный архитектор, станет одним из самых любимых мест москвичей в центре столицы. И не только его залы и экспозиции, но и вся прилегающая к комплексу зданий общественная зона. Фото: Фото предоставлено управлением по связям с общественностью и СМИ Москомархитектуры
Какой из этих проектов у вас самый любимый?
Сергей Кузнецов: Мне очень нравится проект парка "Зарядье". Чрезвычайно ответственная площадка - под стенами древнего Кремля, на месте снесенной гостиницы "Россия", но проект получился максимально корректным и гуманным по отношению к своему окружению и при этом чрезвычайно интересным с архитектурной точки зрения. Уникальная многослойная структура парка позволит создать в самом центре Москвы целую энциклопедию природных зон России, а удобные видовые площадки сделают более доступными лучшие панорамы столичного центра.
Подведение итогов конкурса на лучшую ландшафтную концепцию парка "Зарядье"Строительство парка началось?
Сергей Кузнецов: Завершается разборка фундаментов "России". Это очень сложная работа, особенно если учесть расположение объекта, ведь самый центр столицы, где подземное пространство нашпиговано коммуникациями. Собственно строительство начнется весной. Срок окончания работ известен - 2017 год.
Сергей Кузнецов: "Парк легенд" на ЗИЛе сдадут в 2015-м. Фото: Аркадий Колыбалов / РГ
Но самый масштабный проект, который городу предстоит реализовать по итогам конкурса, это все-таки освоение прибрежных пространств Москвы-реки?
Сергей Кузнецов: Это действительно очень грандиозный проект, реализация которого разделена на несколько этапов и в целом займет более 30 лет. Первый этап, до 2017 года включительно, подразумевает ряд краткосрочных мероприятий, которые можно реализовать в ближайшее время по завершении конкурса. На втором этапе - до 2025 года - на реке появятся первые транспортно-пересадочные узлы, связывающие речной, наземный и подземный транспорт, а также определятся участки для новых мостов. Реализация всей концепции планируется после 2035 года.
Эти работы хотя бы начнутся в обозримом будущем?
Сергей Кузнецов: Надеюсь, что это произойдет уже в текущем году. На первом этапе будут благоустроены около 60 км набережных. Кроме того, целый ряд "штучных" проектов воплощаются в жизнь в соответствии с концепцией развития Москвы-реки. Взять тот же парк "Зарядье", при сооружении которого появятся еще одна пешеходная набережная и пешеходный мостик через Москву-реку. С учетом использования потенциала Москвы-реки будет застраиваться и территория ЗИЛа, а также развиваться Мневниковская пойма с Парламентским центром... Это очень важная черта современной градостроительной политики Москвы: все новые проекты живут не каждый сам по себе, а дополняя друг друга.
Насколько я знаю, предусмотрено и удлинение набережной в ММДЦ "Москва-Сити"...
Набережные Москвы-реки возле ММДЦ "Москва-Сити", еще недавно сплошь усыпанные промзонами, постепенно озеленяются и обустраиваются для отдыха и прогулок. По мнению Сергея Кузнецова, это лучший способ гуманизировать среду этого едва ли не самого урбанизированного района города. Фото: Архив "РГ"
Сергей Кузнецов: Да, его набережные также планируется развивать как благоустроенные озелененные пространства, комфортные для отдыха и прогулок. Это, на мой взгляд, прекрасный способ гуманизировать среду этого едва ли не самого урбанизированного района города.
Метро остается гордостью москвичей
Сергей Олегович, конкурсы введены и в практику строительства метрополитена. Зачем? Ведь "Метрогипротранс" и сам справлялся с проектированием станций подземки, причем, неплохо, не зря московское метро заслуженно считается самым лучшим в мире.
Сергей Кузнецов: Не хочу обидеть никого из коллег, но своей славой Московский метрополитен обязан, в первую очередь, станциям, построенным в 1930-1950 годы. И, кстати, проекты большинства из них становились предметом громких архитектурных конкурсов, обративших на подземку внимание лучших архитекторов того времени. Каждая архитектурная эпоха оставила в облике метро свой заметный след, и наше время - а в этом году Московский метрополитен будет отмечать свое 80-летие, - не должно стать исключением. Я уверен, что такой социально значимый объект, как метро, вновь должен стать предметом пристального профессионального внимания архитекторов. И, безусловно, станет, судя по итогам первого конкурса на дизайн станции "Новопеределкино", вызвавшего огромный резонанс и принесшего по-настоящему интересный и свежий проект.
За этот проект станции "Новопеределкино" проголосовали и москвичи на "Активном гражданине", и жюри конкурса". Фото: Фото предоставлено управлением по связям с общественностью и СМИ Москомархитектуры
А не стоит ли, наоборот, пойти по пути упрощения подземки и перестать создавать под землей мраморные дворцы? Ведь многие мегаполисы мира куда богаче Москвы не считают нужным тратить деньги на такие дорогостоящие станции.
Сергей Кузнецов: Да, разные города относятся к метро по- разному. Например, Нью-Йорк и Токио видят в нем чисто утилитарное сооружение. С таких же подходов начинал создавать свою подземку и Лондон, где в центре города построены очень простые станции. А вот на периферии сегодня они приобретают уже совсем иной облик, ибо англичане пришли к выводу, что метро может и должно быть интересно и с точки зрения архитектуры тоже. Москва, к счастью, занимала такую позицию всегда. И слава богу, что это так, ибо метро - общественное пространство, где горожанин проводит много времени, и от качества этого пространства, его облика зависят и настроение, и самочувствие, и самоощущение человека. Зачем же лишать всех нас источника хорошего настроения и гордости за свой город и страну? Тем более, что объекты транспорта испокон веков были в Москве шедеврами и помимо метрополитена. Возьмите наши железнодорожные вокзалы: почти каждый из них - событие в городской архитектуре.
А какую цель преследовал конкурс на реконструкцию бассейна "Лужники"? Казалось бы, очевидная задача - воссоздать то, что было, и дело с концом...
Сергей Кузнецов: Это слишком упрощенный взгляд. Чем был на момент принятия решения открытый бассейн? Для спортивных соревнований он не использовался уже с середины 80-х годов. С того же примерно времени не был и местом тренировок спортсменов. Сложно было назвать его и местом семейного отдыха москвичей. По документам бассейн не был и памятником истории и культуры. И в то же время, безусловно, являлся образцом качественной советской архитектуры. Вот и была поставлена задача попытаться превратить его в полноценный спортивный комплекс на новом уровне. По выигравшему на конкурсе проекту он станет закрытым и будет действовать круглый год. Его 50-метровая чаша - это олимпийский размер, годится и для подготовки спортсменов, и для состязаний, и для проведения досуга. Но даже на новом уровне бассейн будет узнаваемым. Никто, глядя на него, не усомнится, что это "Лужники", одна из визитных карточек Москвы.
Дом из Лего-конструктора
Так будет выглядеть Государственный центр современного искусства. Фото: Фото предоставлено управлением по связям с общественностью и СМИ Москомархитектуры
Мэр Москвы Сергей Собянин поставил перед столичным Cтройкомплексом еще одну очень важную задачу: с 2016 года полностью отказаться от строительства жилья по устаревшим типовым сериям. На переход к новым сериям остался всего год. Как вы считаете, хватит этого времени для того, чтобы совершить такой крутой поворот?
Сергей Кузнецов: У нас разработан четкий график, что и когда для этого должно быть сделано, и мы его придерживаемся. Для всех пяти домостроительных комбинатов согласован набор элементов, который позволит вообще отказаться от такого понятия, как типовая серия дома. Из этих одинаковых элементов может быть собрано бессчетное количество самых разных домов, не похожих друг на друга. Это предполагает глубокую модернизацию ДСК, чем они сейчас и занимаются. А ряд предприятий уже реализовали свои первые пилотные дома, которые, например, можно увидеть на улице Базовская и в районе Некрасовка. На общем фоне они смотрятся очень интересно, а главное, красноречиво свидетельствуют о том, что массовое жилое строительство - не менее интересное поле для архитектурных поисков и экспериментов, чем индивидуальное.
Есть надежда, что Новая Москва будет застроена по новому?
Сергей Кузнецов: Безусловно. Я в этом ничуть не сомневаюсь.
Вы хотели, чтобы в новых жилых районах появились и другие школы, детские сады, не те, что штамповались словно под копирку десятилетиями по всей Москве.
Сергей Кузнецов: Сегодня объекты городского заказа находятся в зоне нашего особого внимания. Процесс модернизации комплексов дошкольных и школьных учреждений был начат в 2012 году, когда по заказу Москомархитектуры, департамента градостроительной политики города и ряда крупных частных застройщиков был разработан целый ряд проектов, отвечающих как современным представлениям о содержании и формах образования, так и новым архитектурным и градостроительным требованиям к городской среде. Важно, что эти проекты - не типовые; они максимально далеки от тех однообразных "учебных коробок", которые так хорошо знакомы обитателям любого советского микрорайона. Фактически мы разработали набор рекомендаций по удобным и современным планировочным решениям этих объектов, а фасады каждого из них архитекторы придумывают, исходя из характера окружающей застройки. Сегодня таких объектов в Москве насчитывается уже больше двадцати, и почти столько же проектов новых ДОУ и школ утверждены и вступают в стадию реализации.
Первый камень под Государственный центр современного искусства уже заложен на Ходынском поле. Фото: Фото предоставлено управлением по связям с общественностью и СМИ Москомархитектуры