Как отмечают авторы инициативы в пояснительной записке, изначально правительство предлагало разрешить рекламу только вин с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения и только в местах проведения винных выставок и в отраслевых специализированных печатных изданиях.
Однако в окончательном варианте законопроект был принят в редакции, подготовленной рядом депутатов.
Разработчики нового документа подчеркивают, что таблицы поправок и тексты законопроекта, разрешающего рекламу алкоголя, ко второму и третьему чтению "были размещены в думской электронной базе в нарушение требований регламента", что не позволило провести комплексный анализ предложенных изменений.
Руководитель Центра исследования федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз полагает, что возвращаться к действовавшим ранее запретам нет смысла.
"Реклама отечественного вина на телевидении будет способствовать поддержке отечественных производителей, возрождению отрасли, импортозамещению, наконец. Наши вина имеют около 250 наград престижных международных дегустационных выставок. Но кто сейчас об этом знает? - рассуждает Дробиз. - Второй момент - борьба с алкоголизации населения. Проблему можно решить только изменив структуру потребления: с крепких напитков на менее крепкие. Пиво, в российском понимании алкоголем не является, поэтому оно в ближайшее время вряд ли способно стать альтернативой крепкому спиртному. А вот вино - может, вполне".
Для российских виноделов принятые в декабре прошлого года поправки действительно огромный плюс, замечает руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин.
Прежде всего, в части разрешения рекламировать продукцию на специализированных выставках, где производители традиционно имеют возможность сразу же заключать контракты с крупными торговыми сетями, а значит, расширять и укреплять свои позиции на рынке. "Потенциал рекламы вина на телевидении рано обсуждать - отечественные виноделы пока не настолько богаты, чтобы использовать этот ресурс для продвижения своей продукции, - констатирует эксперт. - А вот рекламу пива с голубых экранов я бы все-таки убрал".
Справка "РГ"
Одобренные в конце прошлого года поправки в федеральный закон "О рекламе" разрешают рекламу вина и шампанского, произведенных на территории России, в теле- и радиопрограммах с 23.00 до 7.00 местного времени. Исключение - трансляции в прямом эфире и записи детско-юношеских спортивных соревнований.
Реклама вина также допускается в периодических печатных изданиях за исключением первой и последней страниц и обложек журналов, а, кроме того, на выставках пищевой продукции и организаций общественного питания. Исключение сделано для выставок продуктов детского питания.
Реклама пива разрешена в трансляциях в прямом эфире или в записи спортивных соревнований, в том числе спортивных матчей, боев и гонок, за исключением детско-юношеских спортивных соревнований.