20.01.2015 22:44
Власть

Талия Хабриева: Необходимы законы, которые защитят интересы РФ в Арктике

Как России защитить свои интересы в Арктике
Текст:  Юрий Медведев
Российская газета - Федеральный выпуск: №9 (6580)
Сегодня Арктика стала центром мировой геополитики, конкуренции между ведущими странами. В такой ситуации на первое место выходят вопросы права, которые должны обеспечить этому очень непростому региону нормальное, устойчивое развитие.
Читать на сайте RG.RU
Арктические льды

Что касается России, она должна защитить здесь свои интересы, оставаясь в едином поле мирового правопорядка. О том, как решить эти непростые задачи, корреспондент "РГ" беседует с директором Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, вице-президентом РАН Талией Хабриевой.

Богатства Арктики, принципиально новые возможности судоходства, которые открывает глобальное потепление, как магнит притягивают многие государства. Они заявляют о своих притязаниях на огромные площади региона. А Дания уже подала заявку на территорию, в пять раз превышающую ее собственную. Она включает области, на которые претендует Россия. Словом, борьба за Арктику только начинается. Какие сейчас существуют правовые нормы? И позволяют ли они разрешить проблемы, которые возникают между странами?

Ученые наладят поток рабочих в Арктику

Талия Хабриева: Сегодня Арктика не имеет четкого международно-правового статуса. Она включает территории с разными правовыми режимами: это и сухопутные области прибрежных арктических государств, и омывающие их моря и проливы, а также воды Северного Ледовитого океана.

Арктика подпадает под действие Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Однако до сих пор ведутся дискуссии, а применима ли она к покрытому льдами району Северного Ледовитого океана. Кроме того, из пяти арктических государств только четыре (Дания, Канада, Норвегия и Россия) ратифицировали эту Конвенцию, в то время как США этого не сделали. Понятно, что такая ситуация усиливает неопределенность международно-правового статуса Арктики. Также действуют другие международные договоры, которые регулируют вопросы экологического и гуманитарного сотрудничества, международной безопасности, разоружения и т.д. Но главным регулятором все-таки остаются двусторонние договоры по вопросам Арктики.

Но если статус региона сегодня четко не определен, то это может привести к самым непредсказуемым последствиям. Например, известно, что на Арктику претендуют страны, которые, казалось бы, к ней никакого отношения вообще не имеют.

Талия Хабриева: Чтобы снять претензии неарктических стран, оптимальным вариантом было бы принятие регионального договора об основах сотрудничества в Арктике. Но его подготовка может занять десятилетия. Кроме того, следует определить пределы притязаний приарктических государств на континентальном шельфе Арктики за пределами общепринятых 200 морских миль. Сейчас для этого они должны обращаться в Комиссию ООН по границам континентального шельфа, имея на руках научно обоснованные заявки. Их подготовка требует очень сложных научных исследований. А в последующем эти аргументы нужно будет согласовать с конкурирующими интересами других арктических государств. В этих запутанных вопросах будут разбираться международные эксперты. И думаю, им будет очень непросто прийти к общему знаменателю. Споры, несомненно, будут очень бурными и долгими.

Еще бы. Делить лакомые территории - дело сложное. И что же делать? Ждать, когда появится ясность?

Талия Хабриева: Наш институт предлагает, пока идут споры о международно-правовом статусе Арктики, заняться российским законодательством. Разработать и принять законы, которые позволят обеспечить защиту арктических интересов России. Мы провели "инвентаризацию" всех нормативно-правовых актов, касающихся Арктики. Увы, более фрагментарное, несистематизированное правовое регулирование трудно найти. В общей сложности действуют более 500 нормативных правовых актов разного времени. Почти 10 процентов - это акты СССР и РСФР, принятые органами, многие из которых уже давно не существуют. Это, конечно, нонсенс. Страна изменилась. Сложились новые экономические реалии, но они регулируются законами, которые остались с давних времен и основаны на других правовых приоритетах.

Генштаб: В 2015 году к защите Арктики привлекут ВВС и ПВО

Что касается законов, напрямую относящихся к Арктике, то их почти нет. Действуют шесть таких актов, в основном связанных с защитой коренных малочисленных народов. Особо хочу сказать о предпринятой в свое время монетизации льгот. Она, по сути, разрушила единообразный подход к предоставлению льгот для тех, кто осваивает Арктику. Другая проблема: бюджетники сохранили гарантированные льготы в полном объеме, а предоставление льгот тем, кто работает на частных предприятиях, добывая нефть и газ, другие природные ресурсы, теперь во многом зависит от работодателей. Размеры, порядок и условия предоставления льгот определяются внутренними документами таких организаций. С подобным подходом Арктику вряд ли можно освоить.

Есть еще проблема. Сейчас действуют законы арктических субъектов Федерации, например, Мурманской области и Чукотского автономного округа. Они содержат разные правовые решения. В целом правовое регулирование Арктического макрорегиона формируется по принципу "лоскутного одеяла" без соблюдения общих для всех принципов правового регулирования. Поэтому необходимо принятие системообразующего федерального закона с условным названием "О развитии Арктики", на основе которого субъекты Федерации будут разрабатывать свои нормативно-правовые акты. Тогда не останется места для правового разнобоя.

Головная боль нашей экономики - как привлечь в нее бизнес. Особенно сложно заманить в Арктику, с ее сложнейшими природными условиями, отсутствием инфраструктуры.

Талия Хабриева: Поэтому и требуются законы, которые бы учитывали особенности ведения предпринимательской деятельности в этом регионе и стимулировали вложение инвестиций. Нужно установить для хозяйствующих субъектов особый правовой режим, создать дополнительные стимулы для развития инноваций и коммерциализации технологий, предоставлять льготные условия кредитования для предпринимательских проектов и т.д.

Приведу пример. Один из инструментов привлечения инвестиций - это государственно-частное партнерство. Однако нынешнее законодательство не только не учитывает особенности Арктики, но и не определяет основы регулирования в этой сфере. А раз так, то есть риск, что соглашения о государственно-частном партнерстве могут объявить противоречащими законодательству. Понятно, что это отпугивает бизнес от инвестирования в развитие региона.

Масштабное освоение Арктики создаст огромную нагрузку на природу. Разработка месторождений даже в нынешних масштабах вызывает шквал критики со стороны экологов. Хотя вроде бы законы об охране окружающей среды у нас приняты неплохие. Как предупредить варварское наступление на этот богатый, но очень нежный в природном отношении регион?

Талия Хабриева: Конечно, для Арктики необходим особый правовой режим природопользования. И это обязательно должно быть записано и в законе о развитии Арктики, и в других законодательных и подзаконных нормативных актах. Это касается, например, оленеводческой деятельности, имеющей как хозяйственное, так и природоохранное значение. В арктических субъектах Федерации приняты особые законы об оленеводстве, но они ограничиваются в основном декларациями, хотя содержат и отдельные важные положения, например, об оптимальной численности поголовья оленей как условия соблюдения баланса хозяйственного использования пастбищ Крайнего Севера и сохранения его уникальной природы. Однако единых принципов и порядка определения такой "оленеемкости" пока нет.

Хочу отметить, что мы поддерживаем предложение создать министерство по делам Арктики. Почему? Потому что появится единый орган, который будет отвечать за полноценное социально-экономическое развитие и эффективное правовое регулирование региона. Без такого органа сложно обеспечить задачи освоения российской Арктики.

Об авторе

Талия Ярулловна Хабриева в 1980 году с отличием окончила юридический факультет Казанского госуниверситета. С 2001 года - директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ. В 2013 году на Общем собрании РАН избрана первой в истории женщиной вице-президентом РАН. Хабриева автор более 160 научных публикаций, отдельные работы переведены на английский, французский, итальянский и болгарский языки. Она участвовала в разработке свыше 30 законопроектов, в частности, по реформированию основ федеративных отношений и местного самоуправления, по реформированию государственной службы РФ и т.д.

Внешняя политика