21.01.2015 00:45
Общество

На мостах через Москву-реку восстановили историческое освещение

На мостах через Москву-реку восстанавливают фонари из прошлого века
Текст:  Ирина Огилько
Российская газета - Столичный выпуск: №9 (6580)
Фонарями со звездами, корзинками цветов, колбами-плафонами, какие светили в 30-е годы прошлого века, снова можно полюбоваться на Бородинском мосту через Москву-реку.
Читать на сайте RG.RU

Здесь завершилась работа по восстановлению исторического освещения. Подробности выяснял корреспондент "РГ".

Многие фотографы-любители собирают коллекции снимков с изображениями фонарей на мостах. Еще недавно увидеть их во всем многообразии можно было только в Санкт-Петербурге, где что ни фонарь, то шедевр XIX века. Теперь фотографии фонарей из прошлого можно сделать, не выезжая из Москвы, а главное - город получил неповторимый колорит. Директор Московского государственного музея "Огни Москвы" Наталья Потапова рассказала "РГ":

С мая обслуживать дома в Москве смогут только лицензированные компании

- Еще в 2012 году мы начали собирать по крупицам остатки старинных фонарей, ведь в столице есть столбы, предназначенные еще для газовых светильников. На Каланчевской улице были обнаружены и электрические фонари конца XIX века, где их, как оказалось, поставили как новинку в честь приезда императора Николая II. Были они, конечно, в запущенном состоянии. Пока собирались обратиться к городским властям за помощью в реставрации, управа района их заменила на современные безликие фонари. Но так или иначе у нас появился единый каталог фонарей Москвы. Мы предложили департаменту топливно-энергетического хозяйства города вернуть фонарям на мостах через Москву-реку во время ремонта опор освещения старинный вид.

Департамент поддержал идею и в 2014 году начался капремонт фонарей. На Большом Москворецком мосту, Большом Каменном, Бородинском мосту и Софийской набережной они всегда составляли единый ансамбль. Для того чтобы восстановить эту красоту, искали чертежи, фотографии, по которым создавали 3D модели. Затем заказали из бетона цоколи (или как их называют в народе, юбки опор освещения), а из чугуна вылили кронштейны, подобрали колбы светильников. Причем замену фонарей надо было проводить так, чтобы не оставить без света автомобилистов. Поэтому работа шла медленно: на каждом объекте заменяли старые цоколи, с помощью гидравлического крана меняли кронштейны, к слову один кронштейн весит по 100 килограммов и более. В конце прошлого года работа была завершена на 44 светильниках Большого Москворецкого моста и 40 светильниках Большого Каменного моста. Теперь здесь стоят реплики фонарей 1930-1940 годах. Аналоги 1950-х годов установили на Софийской набережной.

Как рассказал первый заместитель руководителя департамента топливно-энергетического хозяйства Москвы Михаил Балабанов, первый этап работы завершился.

- В 2015 году заменим еще пришедшие в негодность цоколи в исторической части города, на Садовом и Бульварном кольцах, - рассказал он. - Внешне фонари будут выглядеть совсем как в прошлом веке. Сами же лампы используются уже натриевые, энергосберегающие, которые освещают московские магистрали по всем стандартам и в то же время экономят 20-25% электроэнергии.

Образ жизни ЖКХ Москва Столица