О том, что российским банкам нужно помочь, заговорили в декабре прошлого года. Оно и понятно: на середину месяца пришелся знаменитый "черный вторник", когда курс рубля сильно просел на бирже, достигая отметок 80 рублей за доллар и 100 рублей за евро. Сразу же повысились девальвационные и инфляционные ожидания, что заставило банковский сектор чувствовать себя не в своей тарелке. В ситуацию пришлось вмешаться Центробанку, Госдуме и правительству. Мегарегулятор, чтобы снизить риски, повысил ключевую ставку, по которой одалживает деньги коммерческим банкам, до 17%. А кабмин и Госдума разработали и приняли сразу целый пакет законов для стабилизации ситуации. Что было сделано?
Во-первых, для придания устойчивости российским банкам выделили дополнительные деньги. Общая сумма измеряется примерно триллионом рублей. Министр финансов России Антон Силуанов сказал тогда, что таким образом капитал нашей банковской системы вырастет на 13%. При этом абы какие банки отбираться для докапитализации не будут. Поддержку окажут исходя из системной значимости организации, объема депозитов и ее важности для конкретного российского региона. Причем размер здесь не имеет значения - на докапитализацию смогут рассчитывать и крупные, и средние, и мелкие игроки. Все банки, которым планируется помогать, заметил Антон Силуанов, будут находиться под более пристальным контролем со стороны ЦБ.
Кстати, крупные банки смогут рассчитывать и на средства из Фонда национального благосостояния. Не на все, конечно, но 10% использовать можно, что также пойдет на пользу. Эксперты "РГ" отмечают, что такие решения позволят банкам чувствовать себя лучше и даже развивать бизнес, что, естественно, позитивно скажется и на их клиентах.
Впрочем, на клиентах в какой-то степени положительно скажется и повышение ключевой ставки Центробанком. Конечно, минус в том, что дороже стали кредиты. Зато есть обратная сторона медали - выгода от рублевых вложений увеличилась чуть ли не двукратно. Некоторые банки предлагают по 20 и больше процентов годовых за открытие депозита в национальной валюте. Так что если нужно пристроить сбережения, то одним из лучших вариантов может быть открытие счета в банке по такой ставке, считает эксперт Центра развития НИУ "Высшая школа экономики" Дмитрий Мирошниченко.
Правда, есть одно "но". "Лучше делать это в пределах страховой суммы, которую в любом случае вернет Агентство по страхованию вкладов", - уточняет собеседник "РГ". Это "золотое правило", впрочем, действовало и в более спокойные для экономики времена. Зато вкладчикам в этом плане конец декабря принес другие позитивные новости: размер страховки по депозиту в случае лишения лицензии банка вырос двукратно - с 700 тысяч до 1,4 млн. рублей. Следовательно, если ваши сбережения меньше этой суммы, то и беспокоиться не стоит. Этот тезис подтвердил в недавнем интервью "Российской газете" президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. Если денег больше, чем 1,4 млн, то целесообразно раскладывать их на несколько депозитов в разных банках. При желании можно открыть и вклад в иностранной валюте. Правда, по ним сейчас предлагают очень маленькие проценты.
Понятно, что в таких условиях одной из самых неверных линий поведения будет снятие наличных и размещение их в носке или под матрасом. Инфляция не дремлет и обязательно отщипнет часть сбережений. "Нет смысла и бежать тратить деньги в магазин ради того, чтобы их хоть куда-то пристроить. За крупными покупками нужно отправляться только в плановом порядке", - добавляет Дмитрий Мирошниченко.