А вот если я с самого начала сообщу, что речь идет о театре "Недослов", в котором работают глухие и слабослышащие люди, то читателей у моей колонки будет меньше.
Потому что нам, весьма опрометчиво, представляется, что, если у нас и у наших родственников все хорошо, - то проблемы инвалидов нас не касаются. Может быть, одна из самых серьезных бед нашей жизни состоит в том, что мы как-то излишне четко и безапелляционно делим ее на здоровых и больных, часто не понимая, что те, кого мы называем "инвалиды", - это люди с особыми способностями. Часто - это интересные люди, которые могут многому нас научить.
Пожалуй, нет такого человека, чем бы он ни занимался, который бы не знал, что в Москве есть Щука, Щепка и другие театральные вузы. А многим ли известно, что в Москве существует Российская государственная специализированная академия искусств, в которой творческими специальностями овладевают люди с особыми способностями?
Именно при этой академии и существует театр "Недослов", на спектакли которого меня пригласила замечательная актриса и очень хороший человек Евгения Симонова. Однажды она увидела этих ребят и, что называется, "заболела" театром "Недослов".
И я ее понимаю. Конечно, невероятно, когда ничего не слышащие люди разыгрывают перед зрителями пушкинский "Бахчисарайский фонтан". И совсем непостижимо, когда эти артисты, не слыша музыки, абсолютно точно попадают в фонограммы звучащих песен, танцуют на сцене невероятно и предельно музыкально.
Но для меня главное было все-таки не в этом. Главным для меня было то, что, благодаря замечательным актерам, и немыслимо талантливым режиссерам: Е.Багровой, О. Викторовой, Е.Мигицко, М. Тиунову я посмотрел очень хороший спектакль. Я благодарил Евгению Симонову не за то, что она познакомила меня с людьми, которые не поддались своему недугу (что тоже важно, конечно), а в первую очередь как зритель, которому подарили замечательное театральное впечатление.
Я давно, признаться, не видел столь истово работающих на сцене актеров, такой невероятной актерской отдачи, такого неподдельного переживания - будь это горе, как у Пушкина, или восторг, как в спектакле по песням ХХ века. Я бы в обязательном порядке показывал этот спектакль студентам тех самых известных театральных вузов, чтобы они учились тому, как можно и нужно держаться на сцене, как можно и нужно страстно отдаваться течению спектакля.
На самом деле эти слабослышащие актеры - люди, сильнослышащие искусство. Это не игра слов, поверьте. Они слышат театральное искусство так, как умеют немногие. И это все - люди с высшим образованием, которые "берут зал" не только своим природным талантом, но и теми профессиональными навыками, которыми их научили.
Актеры "Недослова" ни в коей мере не просят к себе снисхождения. Это молодые мастера, которые раскрываются перед нами, и то - дело зрительское: увидеть их, услышать их или нет.
Не так давно в Тель-Авиве я был в театре, где работают слепоглухонемые актеры. Понятно, что сам по себе факт нахождения их на сцене, их существование в пространстве спектакля - поразительно. Хотя, честно говоря, с точки зрения искусства меня это не очень тронуло.
Но - огромный зал театра (который, кстати, был почти полон), декорации, свет, костюмы. Что много говорить? Мэрия Тель-Авива создает актерам с особенными способностями все возможности для работы, и работа эта оказывается востребованной зрителями.
Повторю еще раз: спектакль "Недослова" меня как зрителя поразил. Театру двенадцать лет. У него нет своего помещения. Он работает в общем на птичьих правах. О его спектаклях пишут крайне редко. Он абсолютно не встроен в московскую театральную систему. Для подавляющего большинства зрителей его как бы не существует.
"Мы ленивы и не любопытны", - говорил Пушкин, и, увы, особенно когда дело касается искусства - эти слова отвратительно актуальны.
Можно много писать о том, что людям с особенными способностями нужно иметь свой театр, тем более что он уже доказал свою состоятельность. И это совершенно верно.
Но не забыть бы, что такой театр необходим и нам самим, зрителям. "Недослов" - образец особенного искусства. Да - особенного, но - искусства. Когда мы видим на сцене людей слабо или вовсе не слышащих, мы готовы относиться к ним снисходительно, понимая, что это особый театр. Не позабыть бы при этом, что ключевое слово в этой фразе - театр.
После спектакля ректор Российской государственной специализированной академии Александр Якупов рассказал о своей мечте: чтобы при областных театрах России были бы филиалы для людей с особенными способностями. Пока ничего такого нет. Пока выпускников Академии просто не замечают - их как бы нет. Хотя они есть. И не только в Москве.
Захочет ли дорогая моя столица показать пример нормального и достойного отношения к этой проблеме, создав государственный театр "Недослов"?
Услышит ли кто-нибудь этот призыв, я не знаю.
Но зато я убежден: такой театр нужен не только людям с особенными способностями, но всем нам.