Эта книга выдающегося греческого режиссера посвящена актуальным вопросам современного театра: что есть тело, энергия, дыхание, слово. В ней анализируются такие ключевые понятия, как страсть, скорбь, пустота, очарование. Это учебное пособие для актеров, желающих освоить оригинальный метод Терзопулоса, в основе которого лежит идея деконструкции тела, призванной высвободить скрытую энергию и воссоздать архетипическое тело как основу человеческой сущности. Последняя глава книги под названием "Тренинг" содержит описание 40 практических упражнений для актеров - визуализация тренинга находится на DVD-диске, который прилагается к книге.
Издание продолжает оригинальную серию "Театр и его дневник", которую придумал и осуществил Борис Юхананов и издал Электротеатр Станиславский. Перевод книги с греческого языка подготовлен Алексеем Гришиным, Ириной Тресоруковой и Ксенией Климовой. Презентация книги и экскурсия по обновленному театру предшествовали премьере спектакля Терзопулоса "Вакханки" 26 января. Премьерные спектакли пройдут также 28-31 января.
"Вакханки" - первое театральное воплощение мифа, основой которого стал конфликт инстинкта и разума. Энергию древнегреческого театра, дионисийского буйства Теодор Терзопулос помещает в четкую форму, свойственную его спектаклям. При этом режиссер соединяет российскую театральную традицию с традицией древнегреческой трагедии, зрелых актеров труппы Электротеатра Станиславский - с актерами младшего поколения. Главную роль в спектакле - бога Диониса - играет прима Электротеатра Елена Морозова. В роли Агавы - приглашенная в труппу театра воспитанница школы Анатолия Васильева актриса Алла Казакова.
Режиссер Теодорос Терзопулос также является автором сценической адаптации, сценографом, художником по костюмам, автором светового и хореографического решения спектакля. В постановке по тексту Еврипида использован перевод Иннокентия Анненского (1894) - самый мелодичный и мелодраматический перевод "Вакханок" на русский язык.
Теодорос Терзопулос - основатель театра Attis, председатель Международного Комитета театральной Олимпиады, педагог, автор уникального метода интерпретации древнегреческой трагедии. Методику работы Attis преподают в театральных вузах и на кафедрах античности в 30 университетах мира. Режиссер хорошо известен русскому зрителю своими работами с Аллой Демидовой ("Медея", "Гамлет-урок", "Квартет", "Федра") и недавними постановками спектакля "Конец игры" по Беккету (Александринский театр) и оперы Дмитрия Курляндского "Носферату", переработанного мифа о похищении Персефоны Аидом (Пермский театр оперы и балета).
Афинский театр Attis впервые показал "Вакханок" в далеком 1986 году. С тех пор Терзопулос дважды обращался к постановке этой пьесы (Богота, 1998 и Дюссельдорф, 2001), и вот теперь представляет ее в Москве, на сцене Электротеатра Станиславский.
Теодорос Терзопулос о спектакле: Идея у трагедии большая, и энергия на сцене должна быть большая. Ты видишь бога в образе человека, ты видишь богов на сцене, слушаешь диалоги людей и богов - это не семейная история. Это религиозный, сакральный театр, отличающийся от психологической драмы.
Потому что психологическая драма - она вся наверху: в голове, в сердце. Но если ты хочешь играть трагедию, большой текст на большую публику, для тысячи, а иногда для пятнадцати тысяч зрителей, нужна другая техника. Нужно задействовать низ тела - диафрагму, гениталии, вот эти части тела. Здесь, в Электротеатре, мы нашли хороший способ работать с актерами. Они открыты, у них много энергии, но мы вынуждены были и контролировать энергию тоже. Нам надо было найти баланс, потому что мы не можем гиперболизировать: это не очень большой театр, меньше, чем для двух сотен зрителей.