С началом развития частного предпринимательства в России регуляторам было проще сформировать регулирование для торговли, которая традиционно занимала как бы более важную роль, и затем распространить эти нормы на общепит. Торговля со временем приобрела самостоятельное определение в законодательстве (ФЗ от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"). Понятие общественного питания и классификация объектов до сих пор включаются даже не в нормативные правовые акты, а в государственные стандарты. Единственный более или менее системообразующий документ - Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 г. N 1036 "Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания". Торговля получила недавно собственную Стратегию развития до 2020 года, в то время как в отношении общепита таких документов нет, и остается он отраслью с недооцененным экономическим потенциалом, что закономерно сказывается и на регулировании.
На практике регуляторы подтягивают нормы регулирования торговли к отношениям в отрасли питания. Примером может служить упомянутый закон о торговле, по которому нестационарный торговый объект зачастую равняют с объектом общепита и распространяют схемы размещения на оба вида, хотя юридически закон о торговле никакого отношения к общепиту не имеет.
Другой пример - недавняя отмена уведомлений о проведении внеплановых проверок. Изначально, в конце 2013 года, согласно правительственным поручениям речь шла только об общепите. В итоге же он был объединен Роспотребнадзором в одну группу с "производством пищевой продукции, и (или) оборотом пищевой продукции, и (или) оказание услуг общественного питания". Одновременно в 1,5-3,3 раза повышены штрафы за нарушения санэпидтребований, и были приняты изменения в ст. 14.7 КоАП РФ в части введения в заблуждение потребителей, которые увеличили штрафы для юрлиц в 5-13 раз (до 100-500 тыс. руб.). Штрафы не дифференцированы к отрасли общепита - санкция в таких размерах легко приведет к закрытию заведения, в то время как в сетевой торговле он еще может остаться подъемным и раствориться затем в цене всех продаваемых товаров.
Декларирование розничной продажи алкоголя распространено на общепит в связи с созданием единой контрольно-надзорной системы, рассчитанной прежде всего на оптовую и розничную торговлю. В отношении лицензирования давно назрел вопрос выделения отдельного вида лицензии для ресторанов и баров, в них может производиться собственная алкогольсодержащая продукция, требования к составу помещений должны быть другими.
Примеры смешения в регулировании можно продолжать и далее. Смешение приводит к одному - избыточности административных барьеров в общепите. По недавним опросам, 87% участников рынка убеждены, что не все предприятия выполняют действующие в общепите санитарные требования. При этом первой причиной ставится именно тот факт, что исполнение приводит к большим издержкам, и второй, тут важно подчеркнуть, - "эти требования не сказываются на безопасности наших клиентов/гостей".
Мы сделали попытку откалибровать, сколько стоят административные барьеры в общепите. Задали участникам рынка вопрос, сколько стоит выполнение СанПиН в процентах от стоимости продукции предприятия. Их оценка в среднем вылилась в 6%. Это примерно 70 млрд руб. в год в целом по отрасли. Не секрет, что имеются проявления коррупции, этого, в общем-то, никто не скрывает. Так вот, если каждое десятое предприятие в любом виде - денежном или натуральном ("бесплатно" кормит и поит) - "откупается" от основных проверяющих, то в затраты можно списывать еще от 1,4 до 4,2 млрд руб. в год. Декларирование добавило в ежегодные затраты около 1,6 млрд руб. и еще добавит в ближайшие годы при переходе на поштучную отчетность. Паспорта отходов - от 11 до 25 млрд руб. на их обновление, примерно десятая часть от этого - на последующее ведение. Ведение еще одних паспортов - безопасности (антитеррористические мероприятия) - еще 1,7 млрд руб. Это некоторые введенные в последние годы барьеры. Добавим декабрьское увеличение штрафов. Если все тихонько сложить, то выходим на вполне сопоставимую с налоговой нагрузку.
Барьерность регулирования общепита тесно связана именно с отсутствием понимания у регуляторов самостоятельности этой отрасли. Для сближения регулирования с реальным положением вещей, снижения административной нагрузки в отрасли необходимо реализовать в законодательстве концепцию разделения торговли и общественного питания. Вариантом практической реализации может стать замена морально устаревшего постановления Правительства РФ N 1036. Действующие Правила регулируют защиту прав потребителей, в то время как в части качества и безопасности услуг отсылают к отраслевым нормативным правовым и нормативным документам. Следует разработать взамен системообразующий документ, который бы определял помимо понятия общественного питания и принципов регулирования отрасли еще и существенные требования к безопасности оказания услуги, к отношениям на производстве (охрана труда), к объектам и их размещению (включая нестационарные), разделение составов административных нарушений или принципы назначения санкций, словом, носил кодифицирующий характер. Факт обязательности широкого обсуждения нового постановления с представителями отрасли, думаю, неоспорим.