Инициатива своевременна. Только за 2014 год Госдума рассмотрела более 222 поправок в НК РФ, из них принято 66, и находится на рассмотрении еще более 90. "Часто меняющиеся нормы налогового законодательства являются причиной утраты доверия населения к государственной власти, снижают предпринимательскую активность, увеличивают коммерческие риски в бизнесе", - говорится в пояснительной записке к документу.
Авторы законопроекта уверены, что предложенные нормы позволят на год зафиксировать в неизменном виде условия и правила, предусмотренные законодательством о налогах и сборах. Появится возможность использовать текст кодекса, скажем, в редакции 2016 года, в редакции 2017 года и так далее.
Документом предлагается оставлять на подготовку к изменениям не менее 4 месяцев. Но некоторые изменения могут вступить в силу и быстрее. "Исключение делается для законов, улучшающих положение налогоплательщиков (снижающих налоговые ставки, устанавливающих льготы, смягчающих ответственность за нарушения и др.), - отмечает Олег Москвитин, руководитель практики КА "Муранов, Черняков и партнеры". - Такие законы, по замыслу авторов законопроекта, могут приниматься и вступать в силу в любое время. Это, безусловно, является благоприятным для налогоплательщиков новшеством, однако практическая ценность такого уточнения будет зависеть от того, насколько государство готово сегодня (в том числе с учетом экономической ситуации) снижать ставки и вводить льготы".
Эксперты согласны с основной задачей проекта. "Идея введения 4-месячного "моратория" на принятие налоговых законов, безусловно, справедлива и актуальна", - считает Денис Зайцев, старший юрист адвокатского бюро DS Law. С ним соглашается и Вадим Зарипов, руководитель аналитической службы юридической компании "Пепеляев Групп": "Речь идет о том, чтобы изменения принимались только на весенней сессии Госдумы и вступали в силу с 1 января следующего года. Это позволит налогоплательщикам за 4 месяца спокойно разобраться с новыми правилами, получить разъяснения от консультантов и минфина, перестроить бизнес-процессы и т.п. Идея депутатов совершенно правильная, она позволит добиться стабильности хотя бы на год. Таким образом будет обеспечен принцип "трех П" - предсказуемость, последовательность и постепенность налоговых новаций".
Однако конкретное воплощение идеи в законопроекте у экспертного сообщества не нашло поддержки.
"Несмотря на прямую отсылку в пояснительной записке к Посланию Президента Федеральному Собранию РФ 4 декабря 2014 года, проект закона не позволяет "зафиксировать действующие налоговые условия" на длительный срок. Кроме того, вступление в силу документа предполагается только с 1 января 2016 года, - говорит Денис Зайцев. - То есть весь 2015 год налоговые условия могут меняться". Бизнес-сообществу хотелось бы видеть документ, который фиксирует налоговые нормы на более длительный срок. "Было бы хорошо, если бы эти ограничения носили длительный характер, к примеру, трехлетний срок, - считает Сергей Елин, руководитель аудиторско-консалтинговой группы "АИП". - Именно такой период охватывает налоговая проверка".
Эксперты обращают внимание на явные недочеты документа. "Законопроект является крайне неудачным с точки зрения юридической техники, - отмечает Егор Батанов, партнер юридической компании "Некторов, Савельев и Партнеры". - Акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу по истечении определенного времени после их официального опубликования. Именно с момента опубликования такие акты становятся доступными для ознакомления, и, соответственно, у налогоплательщиков появляется возможность подготовиться к изменениям. Законопроект связывает срок вступления актов законодательства о налогах и сборах с моментом их принятия". То есть день, когда акт становится публичным, уже не имеет значения. Это может нарушить право налогоплательщика на 4 месяца подготовки к изменениям, ведь опубликование документа не гарантировано сразу после подписания.
Кроме того, документ серьезно ограничивает работу Госдумы. "Поправки запрещают принятие новых налоговых законов в осеннюю сессию. Вряд ли это оправдано, - говорит Вадим Зарипов. - Разумнее предусмотреть, что налоговые законы, принятые до 1 сентября, вступают в силу не ранее 1 января следующего года, а законы, принятые после 1 сентября, вступают в силу не со следующего года, а еще через год".
Юридическим сообществом уже довольно давно выработаны конструктивные предложения, направленные на повышение стабильности налогового законодательства. Но в тексте законопроекта они не учтены. "Так, одним из ключевых предложений является взаимная увязка налогового и бюджетного законодательства: законы, увеличивающие фискальную нагрузку, могут быть приняты только вместе с законом о бюджете, - напоминает Егор Батанов. - Кроме того, для налоговых законов обязательными должны стать предварительные публичные обсуждения проектов".
У юристов есть ряд предложений и по итогам минувшей осени, когда налоговые законы принимались с невиданной быстротой. "Востребованным выглядит запрет на внесение новых налогов или поправок, ухудшающих положение налогоплательщиков, минуя первое чтение в Госдуме, - считает Денис Зайцев. - Как это было с инициативой о торговом сборе, который присоединился к "проходному" законопроекту со второго чтения и тем самым избавился от необходимости прохождения многих процедур, в том числе от получения заключения правительства РФ".
При этом принятие ограничивающего введение налоговых изменений законопроекта совсем не гарантирует, что новых платежей у бизнеса не появится. "У государства остается лазейка в виде поправок в другие законы, - говорит Вадим Зарипов. - Например, 29 декабря был подписан закон о внесении поправок в Закон "Об отходах производства и потребления". Ими с 1 января этого года введен экологический сбор. Это, по сути, новый налог на производителей и импортеров, но введен он без внесения изменений в Налоговый кодекс".
Похожий документ в нашей стране уже принимался. Однако его нормы до сих пор так и не заработали. "В Бюджетном кодексе с 2007 года предусмотрено правило, ограничивающее поспешное принятие налоговых изменений, которое должно было заработать с осени 2008 года. Но именно тогда случился кризис, нужно было принимать меры, в том числе по налогам. И действие этой стабилизирующей нормы было приостановлено, - напоминает Вадим Зарипов. - С тех пор она приостанавливается каждый год, т.к. ситуация в экономике не слишком улучшилась и нужны своевременные поправки. Поэтому даже если поправки в НК РФ будут приняты, их вступление в силу все время будет переноситься, пока не наступят более спокойные времена. Нужна серьезная политическая воля не только высказать такое намерение, но и выполнить его".