Эта форма утверждена совместным письмом ПФР и ФСС от 9 декабря 2014 г. N АД-30-26/16030, N17-03-10/08/4738П. Напомним, что в соответствии с новыми законодательными нормами плательщики взносов работодатели обязаны вести учет начисленных выплат и других вознаграждений, а также начисленных страховых взносов по каждому работнику индивидуально.
В карточке работодатель может подробно отразить всю "страховую" информацию по сотруднику. В частности, сведения о выплаченном вознаграждении за труд на опасных и вредных работах или же о различных выплаченных пособиях. В форме учтены последние изменения в порядке начисления страховых взносов. Так, недавно для работодателей была введена обязанность уплаты страховых взносов за иностранных работников. Также в новой форме есть возможность отразить данные о дополнительных взносах в зависимости от класса спецоценки условий труда.
Применение формы не обязательно. Но многие организации захотят ее использовать. Поскольку, во-первых, работодателям не придется выдумывать что-то свое для ведения учета. Во-вторых, такая карточка пригодится при проведении проверки сотрудниками ФСС и ПФР, которые смогут проконтролировать правильность начисления взносов, опираясь на детальные данные, которые содержит карточка.
Эксперты утверждают, что новая форма пригодится бухгалтерам. "Ведомства уже выпустили подробные разъяснения по этому поводу, они доведены совместным письмом ПФР от 26 января 2010 г. N АД-30-24/691, ФСС от 14 января 2010 г. N 02-03-08/08-56П. В этом же письме содержится и рекомендуемая форма карточки. Новая форма дополнена таблицами для ведения учета выплат, на которые начисляются взносы по дополнительным тарифам (как это предусмотрено статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ) и для учета сумм страхового обеспечения на цели обязательного социального страхования", - рассказала Елена Кулакова, эксперт компании "СКБ Контур" по подготовке отчетности в ПФР.
Ведение карточки сотрудников для большинства работодателей автоматизировано. "Карточка нужна для ведения учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм начисленных страховых взносов в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты. Но вручную ее заполняют лишь те, кто рассчитывает зарплату "на коленке". В основной массе организаций ведение учета автоматизировано. В зарплатных программах карточка распечатывается по запросу и автоматически заполняется данными из лицевого счета сотрудника. Конечно, она весьма удобна и для проверяющих из фондов ФСС, ПФР прежде всего тем, что в ней агрегирована вся информация по физическому лицу за весь год. Для сравнения: например, в индивидуальных сведениях (это Раздел 6 формы РСВ-1) данные имеются только за квартал и по взносам, начисленным только в ПФР", - пояснила Елена Кулакова.
Форма карточки была разработана ФСС и ПФР в ответ на просьбы организаций, которые в соответствии с законом обязаны вести индивидуальный учет, но не знают, как это правильно делать. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты. Обязательной конкретной формы закон не закрепляет, и как мы видим, в этом письме (совместное письмо ПФР и ФСС от 9 декабря 2014 г. N АД-30-26/16030, N17-03-10/08/4738П) форма тоже носит рекомендуемый, а не обязательный характер. "Это не первые рекомендуемые формы карточек, разработанные указанными ведомствами, и, собственно, разрабатываются эти формы в ответ на обращения плательщиков взносов за разъяснениями. Учитывая, что карточку индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и сумм начисленных страховых взносов предприятия вести обязаны в любом случае, ра-зумеется, удобнее обратиться к рекомендуемой форме, чем разрабатывать свою, - считает Ирина Парулева, консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению АКГ "Градиент Альфа". - Тем более что карточки эти могут пригодиться как раз в случае проверки со стороны этих ведомств. В случае совместной проверки со стороны ФСС и ПФР рекомендуемая форма карточки упростит обмен документами с фондами. Разумеется, бухгалтеру это облегчит жизнь только в том случае, если соответствующие возможности будут предусмотрены и в бухгалтерских программах, и карточка будет формироваться автоматически", - подчеркнула Парулева.