28.01.2015 15:55
Культура

Илья Сильчуков: благодаря "Большой опере" меня услышали тысячи людей

В гостях у "СОЮЗа" - финалист популярного российского телепроекта, восходящая звезда белорусской оперы
Текст:  Юлиана Леонович
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №3 (679)
На интервью финалист популярного российского телепроекта "Большая опера" Илья Сильчуков пришел вместе с семилетним сыном Лукой. О том, что еще недавно папе делала комплименты сама Елена Образцова и шептал "Браво!" бывший директор Венской оперы Иоан Холендер, Лука, вероятно, даже не догадывается. Но чувствует: в последнее время жизнь их семьи круто изменилась...
Читать на сайте RG.RU

Илья, правда, что на шоу вы попали без всяких кастингов и смотров? Якобы один из членов жюри замолвил за вас словечко...

Илья Сильчуков: Это не так. В 2011 году я подавал заявку на участие в первом сезоне "Большой оперы". Меня пригласили на прослушивание в Москву, но я опоздал с подачей нотного материала. Во втором сезоне поучаствовать тоже не получилось. 2013 год был объявлен Годом Верди, я был занят во множестве белорусских и зарубежных постановок. Одну только "Травиату" спел более тридцати раз. И вот в прошлом году, когда был объявлен старт третьего сезона, моя жена Таня предложила попробовать еще раз. Я отправил на смотр видео с Международного конкурса вокалистов им. М. Магомаева, где в 2010 году выиграл первую премию. Видимо, выступление настолько впечатлило членов жюри, что меня сразу взяли в десятку участников. Так что через сито отборов мне и в самом деле пробиваться не пришлось. А замолвил ли за меня кто-то словечко, я не в курсе.

"Большая опера" сама по себе - это уникальная возможность быть услышанным теми людьми, которые могут помочь с контрактами и карьерой. Именно за этим я и шел на проект.

То есть сцены белорусского Большого вам уже недостаточно?

Ольга Дыховичная: "2morrow/Завтра" восполняет дефицит авторского кино

Илья Сильчуков: Любой артист хочет развиваться, двигаться вперед. Я слукавлю, если скажу, что не хочу петь на мировых сценах. Конечно, хочу. Оперное искусство - явление международное, в отличие, например, от эстрады, которой преодолеть языковой барьер достаточно сложно. Еще несколько лет назад, если бы меня позвали, скажем, в Москву, я бы не раздумывая переехал. Сейчас не уверен.

В одном из эфиров музыкальный менеджер Иоан Холендер отметил, что Минску повезло с таким солистом, как вы. При этом партии для вас находятся далеко не в каждом спектакле. Почему?

Илья Сильчуков: Я бы не сказал, что обделен в плане репертуара. Хотя после "Большой оперы" внимание ко мне сильно возросло как со стороны профессионалов, так и со стороны зрителей. Знаю, что некоторые приходят на спектакли специально посмотреть на "живого Сильчукова". Как ни крути, но сейчас, в эпоху медиа, ТВ-проекты как инструменты популяризации артиста работают в сто раз эффективнее, чем любые специализированные вокальные конкурсы, пусть даже и международные. У меня, например, более 15 международных наград, но популярности мне они не прибавляют. Другое дело "Большая опера". Благодаря этому проекту меня увидели и услышали тысячи людей.

Много предложений о сотрудничестве поступило после проекта?

Илья Сильчуков: Из уже состоявшихся концерты с оркестром маэстро Владимира Федосеева и выступление в Москве с оркестром Якутской филармонии под руководством Фабио Мастранжело. К слову, в Москве мы вместе с Салтанат Ахметовой и Василисой Бержанской первыми опробовали сцену нового зала филармонии. Через два дня после нашего выступления ее уже официально открыл Денис Мацуев.

"Большая опера" - честный конкурс?

Илья Сильчуков: Да. Салтанат (Ахметова, победительница третьего сезона проекта. - Прим. автора) достойна своей победы. Серебро ее голоса просто зачаровывает. Или возьмите Василису Бержанскую. В 20 лет так петь - это действительно уникальный дар и талант.

По результатам зрительского голосования вы стали только третьим. Расстроились?

Илья Сильчуков: Нет. Дело в том, что предварительные итоги голосования были опубликованы на сайте, поэтому предполагать, что они коренным образом изменятся во время финала, было бы глупо. Главным для меня было достойно выступить - с этой задачей я справился.

Илья, не могу не спросить у вас о Елене Образцовой. Вы много общались в последнее время...

Илья Сильчуков: 12 января, в день ее смерти, я был в Москве на концерте. В обед печальная новость появилась на всех сайтах... У меня до сих пор в голове крутятся ее слова, сказанные в день финала "Большой оперы": "Ну что, Илюха, до встречи в Минске на "Пиковой даме". Елена Васильевна должна была приехать к нам месяц назад на Минский международный Рождественский оперный форум, мы собирались вместе петь "Пиковую даму". К сожалению, уже тогда ее здоровье начало ухудшаться. Она прислала в театр письмо, в котором пообещала, что как только поправится, непременно заглянет в Минск. Сбыться этому обещанию уже, увы, не суждено.

Правда, что первой оперой, которую вы услышали в детстве, была "Пиковая дама"?

Илья Сильчуков: Да. Более того, партию Графини пела сама Елена Васильевна. В 6 лет родители впервые отвели меня в театр оперы, и по какому-то невероятному стечению обстоятельств в тот день в Минске с гастролями была Елена Образцова.

А почему вы не заняты в ближайшей премьере белорусского Большого театра - опере "Царская невеста" Римского-Корсакова?

Илья Сильчуков: Скажу честно: не по зубам мне пока партия опричника Грязного. Вообще русская опера - это особый пласт музыкальной культуры, к ней нужен определенный подход. Мой лирический голос не совсем подходит для исполнения драматических партий. Считаю, что нужно правильно рассчитывать свои силы и заниматься тем, что действительно получается. Мой конек - итальянские оперы. В них я чувствую себя как рыба в воде.

Музыкальный театр