И хотя в номинациях "Золотой маски" список конкурсантов открывается драмой, а церемония награждения именно ею венчается, таким образом подтверждая негласное положение драмы как царицы театрального искусства, опера все больше претендует на пальму первенства в негласном зачете муз.
В прошлом сезоне в этом жанре были созданы ряд выдающихся спектаклей.
Прежде всего, это сыгранная в конце декабря на Новой сцене Большого театра "Королева индейцев" - небывалое по уровню драматургии, утонченной музыкальной и пластической режиссуре Петера Селларса и Теодора Курентзиса произведение на темы неоконченной оперы Генри Персела (Пермский театр оперы и балета).
Спектакль, смысл которого по-настоящему прекрасно неопределим, но если все же мы попробуем упаковать его в несколько слов, то это спектакль - о глубоком страдании, через которое постигается любовь, спектакль о преодолении разрывов и рождении в муках нового человечества.
Драматический театр тоже ответил на вызовы эпохи напряжением высокого уровня, вызвавшем в прошлом сезоне шквал споров и бурю эмоций.
Один из драматических "хитов" уже увидели зрители в Москве: "Вишневый сад" Льва Додина (МДТ, Санкт-Петербург) стал, кажется, самым своевременным и болезненно-актуальным спектаклем сумрачного петербуржца.
Из Питера приедет еще три любимца московских театралов: Юрий Бутусов со спектаклем "Три сестры" (Театр им Ленсовета), украинец Андрiй Жолдак с "Мадам Бовари" (Антреприза им. Андрея Миронова) и, наконец, Андрей Могучий со спектаклем, уже ставшим легендой и бестселлером - "Алиса" (БДТ им. Товстоногова) с Алисой Фрейндлих и другими грандиозными актерами прославленной труппы.
Среди самых громких и провокативных номинантов из Москвы, конечно, Константин Богомолов, отмеченый в афише конкурса дважды: за "Карамазовых" в МХТ им. Чехова - спектакль, чьи страшные маски и травестии многих повергли в смятение, и за не менее серьезный, но гораздо менее скандальный спектакль-медитацию "Гаргантюа и Пантагрюэль", поставленный им в Театре Наций.
В обоих прекрасно сыграл Виктор Вержбицкий, но номинирован на "Маску" он был только за роли Смердякова и Тихона.
Два номинанта нынешней "Золотой маски", мимо которых точно не пройдет внимание публики, - иностранцы.
В условиях международных санкций они выглядят настоящими героями: выдающийся канадский режиссер Робер Лепаж, сочинивший для Евгения Миронова виртуозный "Гамлет-коллаж", и Дэклан Доннеллан, поставивший с актерами Театра им. Пушкина шекспировскую "Меру за меру".
Москву в этой афише представляют еще Генриэтта Яновская с горестным и лирическим спектаклем-плачем о любви - "С любимыми не расставайтесь" в Московском ТЮЗе, и Кирилл Серебренников с безжалостным и бескомпромиссным "(М)учеником" (Гоголь-центр) по пьесе Мариуса фон Майенбурга о религиозном ханжестве и фанатизме, убийственном для мира вообще, и "русского мира", в частности.
Наконец, нельзя не обратить внимание на изысканнейший жест актрисы Ксении Орловой, который оформил педагог, режиссер и художник КЛИМ. Его "Возмездие 12" по двум поэмам Блока стало единственным в своем роде театральным путешествием по XIX веку, опытом трансисторической мелодекламации, лирическим эпосом, в котором прошлое связалось с настоящим в одиноком голосе человека.
Превращение жеста памяти в лирический, и даже мистический акт, свойственно многим спектаклям этой афиши - от "Алисы" до "Возмездия".
Так, в спектакле Семена Александровского "Присутствие", посвященном юбилею Театра на Таганке, воскресает и вновь исчезает в волнах времени шедевр Юрия Любимова по пьесе Брехта "Добрый человек из Сезуана".
Театр - это работа с памятью.
Это сама работа памяти, которая воплощена в теле и голосе артиста. Афиша "Золотой маски" - срез того, как время отразилось в лучших спектаклях прошлого сезона.