Суть идеи минтранса в том, чтобы убрать с въездов на платные трассы все шлагбаумы. Но для того, чтобы обеспечить на них безостановочный проезд, то есть убрать пункты взимания оплаты, прежде необходимо установить ответственность для "зайцев". Для этого и предлагается ввести в Кодекс об административных правонарушениях новый состав - "нарушение правил оплаты проезда по платной автомобильной дороге, а равно нарушение сроков оплаты проезда". Для любителей халявы будет предусмотрен штраф в размере 5 тысяч рублей.
Деньги за проезд в перспективе можно будет перевести с банковской карты, со счета мобильного телефона или при помощи специального мобильного приложения. По аналогичной схеме сейчас происходит оплата парковки в Москве. Автоматическая система free flow ("свободный поток"), которую установят на платных участках автотрасс, будет проверять, оплачен ли проезжающим водителем проезд, идентифицируя его по регистрационным номерам. Если деньги не пришли, то автовладельцу вскоре придет счет за проезд и вдобавок штраф.
Что немаловажно, штрафы, собранные за нарушения, законопроектом предписано направлять в бюджет, а не операторам платных дорог.
Глава компании "Автодор" Сергей Кельбах ранее рассказывал, что в 2015 году эксперимент по введению бесконтактной системы оплаты проезда по платным дорогам пройдет на трассе Москва-Санкт-Петербург в районе Вышнего Волочка и на ряде участков автодороги М4 "Дон".
"Введение штрафов позволит разгрузить заторы, которые нередко образуются возле пунктов сбора оплаты", - отмечает юрист Дмитрий Подойницын. "Существует потенциальная проблема - может случиться так, что водители по незнанию, халатности будут въезжать на платную дорогу, а потом получать большие штрафы. Поэтому следует продумать, как избежать в будущем подобных споров с автолюбителями", - добавляет адвокат Антон Пуляев.