04.02.2015 00:04
Культура

Открылась выставка "Корабль. Путешествие сквозь время и образ"

Академия художеств приглашает в кругосветку
Текст:  Андрей Васянин
Российская газета - Федеральный выпуск: №21 (6592)
На академике Борисе Бельском "эрбэшка", форма ответственного за радиационную безопасность с буквами и цифрами на кармане, тельник и пилотка подводника. Мы стоим у его шелкографии "Лодка 1" (идущий на тебя боевой линкор, ощетинившийся оружием и ракетами), а рядом его отливающие металлом работы "Вид из окна" (на первом плане - ракета, радар, нацеленный в свинцовое небо) и "Происшествие" (подлодка у зажженного торпедой крейсера)...
Читать на сайте RG.RU

"Однажды в детстве я оказался в акватории кронштадтского морзавода. Там стоял противолодочный корабль, и он поразил меня сходством с храмом Спаса на Крови", - вспоминает академик РАХ Бельский. - А потом, через пару десятков лет я сам начал "сочинять корабли"..."

Выставка "Корабль. Путешествие сквозь время и образ", открывшаяся в залах Российской академии художеств на Пречистенке, всерьез взялась за сочинение корабля как выражения извечной свободы...

"Наша выставка не сосредоточена ни на эпохах, ни на именах, ни на стилях. Что нам захотелось взять из темы "Корабль, мореплавание, морское дело, жизнь моря, такелаж", то мы и взяли", -говорит куратор выставки Александр Якимович.

Выставка, посвященная символам советской Москвы, открылась в столице

- "В этой выставке есть всё - от классической живописи XIX века, гравюры петровских времен до последних экспериментов с образом корабля".

Зал SOS ("Ветер был моим Евангелием, облака и волны несли гнев моей судьбы", - сообщает читателям своего дневника и зрителям этого зала путешественник Уильям Уиллис, каждый раздел выставки сопровождается своим девизом) открывается помещенным под стекло редчайшим "Морем" Айвазовского и иконой трехсотлетней давности с образом покровителя мореплавателей Святого Николая.

Залы выставки разбиты не по временам и художественным направлениям, скорее, по состоянию человека, попавшего на палубу корабля или наблюдающего за ним с берега. Вот перед вами разворачивается "Баталия при Гангуте" петровского гравера Алексея Зубова, где выписана оснастка каждой барки - до тончайшего тросика и фала. В зале "Герои" вцепилась в судорожном усилии в весла бронзовая "Женщина в телогрейке" Рукавишникова, "плывущая" мимо "Нахимовцев в Военно-морском музее" 50-х годов... А напротив них на фотографии начала века линкор "Императрица Мария" - вот уже век, как затопленный, с 1916 года лежащий на дне близ Новороссийска.

"Жить необязательно - плавать по морю необходимо", - гласит со стены зала "Мифы" изречение Платона, а под ним - шелкография на стекле "Аргонавты" Зураба Церетели и Одиссей, плывущий мимо острова сирен...

Есть в залах выставки настоящие раритеты. Научная библиотека Российской академии художеств Санкт-Петербурга предоставила организаторам проекты балтийских маяков рубежа XVIII - XIX веков и императорские яхты в разрезе: хрупкие графические листы двухсотлетней давности считанные разы покидали стены своего хранилища.

Христос с апостолами в лодке и видео перфоманса, макет фрегата и апокалиптическая графика Константина Батынкова... Корабль представлен на выставке как универсальный символ культуры. Однажды он пустился в кругосветку и с тех пор бороздит просторы морей, государств и культур, времен и пространств.

Актуальное искусство Москва Столица