Символом чего является "Ялта"?
Владимир Печатнов: Для правых в США - это символ чуть ли не предательства национальных интересов. Для Восточной Европы или Балтии - символ размена их интересов великими державами. Но для всех - это сила и авторитет Советского Союза. Триумф советской военной мощи и политики. Это многим сейчас в Европе и США не нравится. Отсюда и эти попытки итоги "Ялты" пересмотреть. Впрочем, не будем драматизировать: многое из наследия Ялтинской встречи сохраняется. Это и ООН, и роль в ней России, которая стала правопреемницей СССР.
Ялтинская конференция породила массу мифов...
Владимир Печатнов: В отношении Ялты полно ложных толкований. В странах Восточной Европы и Балтии чувствовали себя ущемленными решениями конференции, им подпевали правые силы в США. Идея была такая: слабый и больной президент в Ялте отдал Сталину слишком много, сделал массу уступок. Но и на Дальнем Востоке, и в Восточной Европе на тот момент СССР главенствовал. Союзники оттягивали открытие второго фронта, свалив на Красную армию разгром Германии. Вот когда - в 1942-1943 годах - были сделаны основные стратегические решения со стороны США и Великобритании, а не в Ялте.
После разгрома фашистов Польша получила промышленно развитые и богатые углем земли на западе. И тем не менее эксперты спорят: Польша выиграла или проиграла?
Владимир Печатнов: Черчилль считал, что поляки ничего не проиграли: они расширили выход к морю, получили новую территорию, более экономически производительную, чем то, что они потеряли на востоке. Хотя, если считать в квадратных километрах, территория Польши уменьшилась. Впрочем, избавившись от Западной Украины, поляки решили болезненный национальный вопрос. Ведь западные украинцы ненавидели не только евреев и москалей, но и поляков. В дипломатических контактах польские деятели говорили окружению Сталина: "Зачем вам эта Галиция, вы с ней намучаетесь! Оставьте нам Львов". Львов для поляков был принципиален как символ польской культуры и традиций. Плюс там были небольшие нефтяные месторождения.
Почему Сталин был против раздела Германии?
Владимир Печатнов: Он занимал непростую позицию, и она менялась. На Ялтинской конференции было подтверждено, что зоны оккупации останутся прежними: к февралю 1945 года они уже были согласованы. Рузвельт был сторонником расчленения Германии. Сталин же понимал, какие могут быть последствия этого решения, помнил о силе германского национального духа, знал, что, если Германию держать в униженном состоянии, снова появятся реваншисты, которые под лозунгами объединения немецких земель могут натворить много бед в Европе. Главная ответственность за раскол Германии лежит на западных союзниках. И когда в 1952 году Сталин предложил сделать Германию нейтральной, единой, неблоковой, это предложение было отвергнуто.
20 миллиардов долларов - сумма претензий к Германии. Половина этой суммы должна была пойти Советскому Союзу. Это не покрывало ущерба, нанесенного войной, но было серьезной помощью. Но сумму так и не удалось зафиксировать в документах. СССР не получил запрошенных выплат.