"Эти проекты находятся в обычной рутинной работе в соответствии с нормами постановления правительства. Мы эту работу будем завершать. Я напомню, что у нас действует решение о том, что на финансирование инфраструктурных проектов может быть направлено до 60 процентов ФНБ", - отметил Алексей Улюкаев. Решение о выделении на них примерно 525 миллиардов рублей уже принято.
Почему выбраны именно эти проекты? "Главные из них, конечно, Транссиб и БАМ. Очевидно, что они могут помочь выходу из кризиса в новую экономическую модель", - считает руководитель направления "Финансы и экономика" Института современного развития Никита Масленников. При модернизации железных дорог открывается приличный потенциал для привлечения инвестиций и подъема бизнеса, поскольку проекты реализовываются на основе частно-государственного партнерства. Удовольствие не из дешевых: по оценке Масленникова, модернизация первой очереди магистралей обойдется в 500 миллиардов рублей, а второй - в триллион. "Но стоять на месте нельзя - не то время", - говорит он.
Другие проекты откладывать в долгий ящик тоже невозможно. "Если "Ямал СПГ" не запустить к 2018 году, то мы рискуем не успеть попасть на азиатско-тихоокеанский рынок сжиженного природного газа. Проекты "Росатома" - высокотехнологичный экспорт, который необходим для диверсификации экономики. ЦКАД же должен помочь в решении наболевшей проблемы пробок в столичном регионе", - перечисляет Никита Масленников.
Другое дело, что изначально ФНБ создавался для обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений и покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда. Закон, впрочем, позволяет направлять деньги и на иные цели. "Выбор непростой, поэтому нужно выбирать оба варианта - и пенсии, и развитие экономики", - считает Масленников. Важно понимать, что от софинансирования пенсий никто не отказывается, но в этом году, по мнению экспертов, оправданно пустить большую часть фонда в экономику.
По данным на начало января в ФНБ находилось 4,38 триллиона рублей. За 2014 год его объем вырос почти на 1,5 триллиона.