Застряли в яме
В ноябре-декабре 2014 года в Севастополе развернули масштабный ремонт дорог. Одновременно на нескольких улицах подрядчики сняли фрезой старый асфальт, из-за чего город застыл в пробках и дышал пылью. Работы растянулись до февраля. И севастопольцы до сих пор задаются вопросом: почему ремонт затеяли в преддверии зимы, а подрядчики выполняют свои обязательства так небрежно: кое-где после укладки нового асфальта уже появились ямы, а кривые ливневки и бордюры так и остались на своих привычных местах.
- В некоторых местах асфальт не продержится даже половину гарантийного срока, - считает эксперт ОНФ Геннадий Сидоров. - Основные нарушения - низкое качество асфальта и несоблюдение технологии его укладки. В процессе эксплуатации он будет разрушаться гораздо раньше предусмотренных гарантией сроков. При ямочном ремонте выбоины плохо очищают от грязи и не используют битумную заливку. А на улице Михайловской в асфальт закатали канализационные люки, на газонах оставили строительный мусор.
Общественники отметили, что многие фирмы, получившие выгодные контракты, не располагают ни необходимыми мощностями, ни квалифицированными кадрами. И как они выигрывают тендеры - остается загадкой.
Полмиллиарда на дороги
В 2014 году на ремонт севастопольских дорог было выделено 587 миллионов рублей. По словам замдиректора казенного учреждения "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" Александра Панасюка, полностью освоить эти суммы город не успел. Но есть договоренность с Росавтодором о переносе этих средств, предусмотренных в ранее заключенных контрактах, на 2015 год. В наступившем году на ремонт севастопольских дорог потратят 114 миллионов из местного бюджета и еще не менее полумиллиарда - из федерального.
И. о. заместителя губернатора по городскому хозяйству, строительству и архитектуре Денис Добряков говорит, что федеральные средства "развращают" подрядчиков, поскольку те любой ценой спешат их освоить до конца года. Ведь иначе деньги придется вернуть в бюджет. А заказчик работ - Управлении по эксплуатации объектов городского хозяйства - вынужден выбирать дееспособную подрядную организацию в условиях, когда закон "О государственных закупках" еще не работает в полной мере.
- К сожалению, умения, сил и средств у местных подрядчиков недостаточно, чтобы качественно и своевременно освоить выделенные Севастополю средства, - считает Добряков. - С электронных торгов уходят дееспособные подрядчики, а выигрывают те, у кого кроме карандаша ничего нет. Это огромная общероссийская проблема. Поэтому нужно очень грамотно составлять техническое задание для проведения торгов.
Добряков уточняет: несмотря на продление переходного периода в Крыму в части проведения госзакупок, подрядчиков выбирали по 44-му федеральному закону: "Мы будем заключать контракты по 44-му закону, чтобы к нам потом не было претензий".
Помешала зима
Ни одна из дорог, ремонт которых начался осенью, еще не принята в эксплуатацию. По словам директора департамента городского хозяйства Олега Казурина, все подрядчики отстают от графика. Это вызвано двумя причинами: изношенностью городских сетей под дорогами и холодами.
- Во время работ вдруг выясняется, что под дорогой проходит канализация, электросети, - говорит Казурин. - Приходится сперва перекладывать их, потому что иначе нет смысла делать ремонт. Вторая причина - погодные условия во время новогодних праздников. Технадзор приостановил работы на всех объектах из-за аномальных морозов, они возобновились лишь после 13 января.
Работы на большинстве объектов должны были завершиться 31 декабря. Сейчас срок для всех подрядчиков продлен до 10 февраля. Исключение - мост через реку Черная в Инкермане, который уже заработал.
По законодательству взятые на подрядчиком гарантийные обязательства позволяют госзаказчику вернуть бюджетные средства, а также сменить исполнителя работ. Правительство Севастополя намерено воспользоваться этим правом в отношении компаний "Рускрымтрест", выполняющей капитальный ремонт улицы Воронина, и "Стройиндустрия" (улица Героев Севастополя). По словам Олега Казурина, руководителям уже выданы уведомления о расторжении контрактов в случае срыва сроков.
Со "Стройиндустрией" правительство также намерено расторгнуть договор на ремонт пешеходного перехода от памятника Нахимову к мемориалу Обороны Севастополя 1941-1942 годов стоимостью 3,3 миллиона рублей. В случае, если какой-то подрядчик откажется от своих обязательств, правительство направит заявление в ФАС о его включении в реестр недобросовестных подрядчиков, в который заносится не только юридическое лицо, но и его учредитель.
За качество ответят
По контрактам 2014 года на большинстве дорог проводится не капитальный, а текущий ремонт. В этих случаях не предусмотрена замена коммуникаций, решеток ливневой канализации, бордюров, асфальтирование тротуаров - уточняют в департаменте городского хозяйства.
В случае недобросовестного выполнения работ подрядчик выплатит штраф в размере 20 процентов от стоимости контракта и обязуется исправить свои недоработки. За качеством ремонта следит отдел технического надзора департамента городского хозяйства.
- Технадзор ежедневно оценивает качество работ и выставляет свои претензии, - объясняет Олег Казурин. - Общая оценка будет дана после сдачи объекта в эксплуатацию.
Претензии по качеству уже предъявлены компании "Крымстрой 2014", которая меняла асфальт на улице Михайловской.
- Подрядчик закатал колодцы, и сейчас он вместе с коммунальной организацией устраняет недостатки, - сообщил Казурин.
Новое руководство городского хозяйства столкнулось с отсутствием паспортов у севастопольских дорог. Инвентаризацию, диагностику и паспортизацию дорожного хозяйства Севастополя сейчас проводит ООО "Автодор" (Санкт-Петербург). Этой фирме обозначен максимальный срок - конец марта 2015 года.
Затем в управлении автодорог составят общую программу развития дорожной сети и вынесут ее на общественные слушания. На основе программы запланируют будущие капитальные ремонты.
Сергей Меняйло, губернатор Севастополя:
- Двум подрядчикам мы уже вручили уведомления о расторжении с ними контрактов. Другим, которые не выполняют свои обязательства или не укладываются в сроки, уведомления тоже вручим. В договорах предусмотрена трехлетняя гарантия на объекты. Поэтому мы проверим качество выполненных работ и обяжем устранить недостатки за свой счет.