Рыцарь потерялся в Голливуде
Терренс Малик удостоился "Золотого медведя" - а именно в 1999 году за фильм "Тонкая красная линия". Конечно, от загадочного и необычайно удачливого режиссера, который и на этот раз не приехал на премьеру идущего в конкурсной программе фильма "Рыцари кубков", ожидали нового шедевра. Однако 71-летний Малик, видимо, решил снять фильм с автобиографическими элементами, закутав все в мистически-эсхатологический контекст.
Лента в изобилии, доходящем до приторности и головной боли, предлагает все, что известно по ранним произведениям классика кинематографа - потрясающие пейзажи (на этот раз, в основном, архитектурные), смелые ракурсы камеры, щедрые краски, много движения, многозначительно комментирующий действие голос за кадром и "живые" постановочные кадры. В начале фильма создается ощущение, что Малик цитирует "Небо над Берлином" Вима Вендерса. Однако главный герой картины Рик в исполнении Кристиана Бэйла так неправдоподобно часто философствует с голливудскими "ночными бабочками", перемещается в пространстве без цели и смысла, посещает фешенебельные дома с пресыщенным жизнью и собой американским высшим светом, что сравнение остается лишь в области выбранных средств изображения. При этом диалоги в фильме Малика сведены к минимуму, раздроблены, а нить сюжета рвется в тот самый момент, когда, казалось бы, он начал приобретать смысл. Ясно одно: герой недоволен собой, своей бывшей женой, своим братом, переживает смерть другого брата, разочарован в профессии и считает, что бездарно растратил прошедшие 30 лет. По сути, он находится в депрессии и сомнениях, в поисках смысла жизни, который неуловимо ускользает от него. Чем не Терренс Малик в образе Кристиана Бэйла, то бишь Рика?
В середине фильма звучит многозначительная фраза какого-то поклонника буддизма, как будто намечающая способы борьбы с распространенной ныне "болезнью цивилизации": "Надо ценить прелесть мгновения". Этот тезис хорошо читается применительно к фильму. Поистине: надо ценить мгновение в новом красивом фильме Малика, устав считать женщин, с которыми герой Бейла сходится и расходится в мимолетных видениях, отели, бассейны, пляжи и машины, сливающиеся в общую весьма красивую картинку, которая будет хорошо смотреться на экранах телевизоров больших торговых центров и ресторанов. Бывшая жена Рика в исполнении Кейт Бланшетт, приземляет главного героя: она работает врачом в поликлинике и почему-то все время обследует не то бомжей, не то неимущих. Странным образом кажется, что самые счастливые люди в Голливуде - именно эти страдальцы. В самом конце фильма появляется Натали Портман, внося ноту трагической недосказанности в судьбу Рика: она ждет ребенка, не понимая при этом, от кого - от мужа или любовника в лице Рика. Остается надеяться, что во второй части диптиха Малик развернется в полную силу, дав ответы на все вопросы и выйдя из рамок нового маньеризма, в которые он почему-то решил загнать себя на склоне лет.
Шерлок Холмс нашелся в Англии
Долгожданная премьера фильма "Мистер Холмс" режиссера Билла Кондона с Иэном МакКелленом в главной роли разделила ряды критиков, собравшихся на "Берлинале". Одни восхищенно превозносят мелодраматический детектив как "самый лучший фильм о Холмсе", другие сравнивают его с "мятной английской конфеткой", имея в виду облегченный сюжет и меланхоличный подтекст.
После просмотра картины одно стало совершенно ясно - зрители, которые опасались увидеть в престарелом сыщике волшебника Гэндальфа из "Властелина колец" и "Хоббита", могут спокойно идти на фильм о последнем деле Шерлока Холмса. Такого английского, доброго, открытого и детолюбивого сыщика с Бейкер-стрит мир еще не видел. Картина, на самом деле, живет образом Холмса, созданным Иэном МакКелленом, играющего доброго дедушку, разводящего пчел и страдающего прогрессирующей формой болезни Альцгеймера.
В уединенном поместье на берегу моря у старого Холмса есть маленький друг - сын домоправительницы Роджер, правдоподобно и искренне сыгранный юным актером Мило Паркером. Трогательная дружба Холмса и маленького мальчика приводит к трагическому случаю - мальчик едва не погибает от укусов ос.
Роджер, будто огонек жизни, помогает Холмсу справиться с болезнью и дописать рассказ о волнующем его событии. В сюжете всего намешано понемногу: чуть-чуть трагедии, чуть-чуть магии, по щепотке сентиментальности и тонкого английского юмора. В целом, у Билла Кондона получился крепкий хороший фильм для семейного похода в кино в выходные. Картиной не будут разочарованы ни почитатели Артура Конана Дойля, ни любители "чисто английского" кино, сочетающего картины природы и дух старой Англии. Кроме того, престарелый Холмс, блестяще сыгранный Иэном МакКелленом, делает вызов "вечно молодому Голливуду". Как ни странно, МакКеллен с его морщинами так же киногеничен, как и его партнер по фильму Мило Паркер. Фильм идет дальше простой истории Холмса, затрагивая тему морального выбора и его последствий для дальнейшей жизни, а также такие аспекты, как умение ценить и дарить добро.
Кстати, фильм идет вне конкурса, а Иэн МакКеллен уже в 2006 году получил "Золотого медведя" за заслуги в области кинематографии.